Рядом со станцией метро «Приморская» расположился Музей метро - Интерактивный центр истории метрополитена. Музей интересный, но попасть туда можно только по предварительной записи. Я же была в составе группы по программе поощрения волонтёров за оказываемую помощь при закрытии метро "Ладожская". Поделюсь впечатлениями.
Что сразу удивило: нет привычного гардероба, верхнюю одежду оставляют в автоматической камере хранения.
Входные двери в музей – это копия дверей со станции метро «Автово».
Сразу за ними воссозданный кассовый зал.
И в дальнейшем создаётся ощущение пребывания в метро. Начало экспозиции знакомит посетителей с первой станцией Петербургского (Ленинградского) метрополитена. В 1955 году была открыта красная ветка – линия №1, состоящая из восьми станций. Все станции имели праздничное оформление и были непохожими друг на друга, это своеобразное произведение искусства.
У интерактивной карты экскурсовод рассказывает о появлении линий метро, их протяжённости и планируемых станциях в будущем (на карте обозначены пунктиром). Так, например, в 2023 году петербуржцы не увидят ни одной новой станции. Открытие запланировано на 2024 год. Упоминалось о трудностях при строительстве наклонных ходов, связанных с исторической застройкой центра города. Так, вестибюль станции «Театральная» уже существует, а вход/выход пока никак не построить.
Потом экскурсанты оказываются на станции и проходят вдоль «состава», представляющего изменение вагонов метро, начиная от самых первых и до нынешних.
Мы всё ещё на станции "Автово".
Следующая остановка «тоннель».
Далее виртуальный лифт опускает нас в глубокие слои земли, где ведётся строительство метрополитена.
Так выглядит метростроевец. И сейчас в век технологий ручной труд используется.
Проходим через зал, посвящённый метрополитенам разных стран, а также развитию российского метрополитена. На стенах фотографии, в витринах схемы, карты, документы.
Интересно, например, что в Дубае с 2009 года система полностью автоматизирована и поезда ходят без машинистов.
Лондонская подземка – первый метрополитен в мире.
А вот фотографии с необычным оформлением станций.
Постепенно оказываемся на пересадочной станции. В центре колонна со станции «Автово». Станция «Автово» входит в десятку самых красивых станций метро мира.
В витрине можно рассмотреть рабочую форму работников метрополитена.
Аппараты по продаже жетонов.
Макет с движущимися электропоездами на перегоне Автово – Технологический институт – Площадь Ленина.
Проходим через турникеты разных временных периодов и спускаемся по эскалатору пешком.
Знакомимся, как устроен эскалатор и с помощью каких инструментов его ремонтируют.
Далее Диспетчерская – пульт управления. На мониторах отражаются все передвижения составов. Очень ответственная работа. "Диспетчеру машинист должен подчиняться беспрекословно" - подчёркивает экскурсовод.
Приковывает взгляд модель вагона с открытой кабиной машиниста. Здесь всё можно потрогать и отправиться в путь до следующей станции. Проецируемый на экран фильм создаёт ощущение реального движения поезда по тоннелю, а ты чувствуешь себя машинистом.
Интересно было узнать, что делать, когда упал на пути и как достают упавшие вещи. Если вдруг произошло падение, при приближающемся поезде надо лечь в углубление между рельсами спиной вверх и головой в направлении к поезду, закрыв при этом уши. Если же поезда нет, то идти в начало платформы к часам, там есть лесенка. Лучше, конечно, не заходить за ограничительную линию, чтобы неприятностей не было.
Переходя в другой зал рассматриваем фрагменты мозаичных панно и рабочее место мозаичиста.
Витрины с облицовочными породами. Такие виды гранитов и мрамора использовались при оформлении вестибюлей станций петербургского метрополитена. Как же их много!
Завершалась экскурсия выставкой, посвящённой техногенным ситуациям, произошедшим в Петербургском метрополитене. Нам рассказали о размыве на перегоне между станциями метро «Лесная» и «Площадь Мужества».
Музей компактный, но интересный. Рекомендую записаться и посетить. Сайт музея https://dosug.metro.spb.ru/metro-museum/