Остров Мэн, расположенный в Ирландском море между Британией и Ирландией, имеет статус коронных владений Великобритании. На таких территориях действуют как законы, принятые Парламентом Великобритании, так и законы, принятые местным парламентом.
Помимо острова Мэн, статус коронных владений носят ещё несколько соседних островов. Корона осуществляет власть над этими территориями лишь в вопросах безопасности и внешней политики, в остальном же «коронным землям» предоставлена значительная автономия. Так, на острове Мэн есть свой язык, номерные знаки на транспорте и даже эмиссия денег.
Изюминка острова: транспорт
Помимо необычного государственно-правового статуса, небольшой остров Мэн с населением около 85 тысяч человек особенно отличается всем, что связано с дорогами и транспортом, как то:
- Мэн – отличное место для любителей прокатиться с ветерком на любой моторной технике, ведь на загородных дорогах острова нет ограничения скорости;
- В мире мотоспорта остров известен легендарной гонкой Isle of Man TT, которая считается одной из самых престижных, опасных и сложных в мире.
Но дороги уединённого острова живут не только высокими скоростями. Общественный транспорт в этих краях – отдельная неспешная и протяжная песня
Железная дорога и трамвайные линии были построены в конце XIX века, и почти полтора столетия спустя этот транспорт не только работает, но и сохраняет своё аутентичное состояние. Междугородних пассажиров перевозит настоящий паровоз, а его вагоны, как и вагоны трамваев, хоть и были выпущены в начале XX века, с заботой поддерживают в околоидеальном виде.
Столица же, город Дуглас населением около 28 тысяч человек, может похвастаться линией настоящего конного трамвая – одного из последних сохранившихся в мире по сей день как действующий общественный транспорт.
Конные трамваи в мире: первый общественный транспорт
Конка появилась на острове не просто так: одно время этот транспорт оказался весьма популярным во многих городах и странах по всему миру, особенно в США и Европе.
С развитием железных дорог в конце XVIII – начале XIX века пассажиры оценили комфорт и плавность хода при движении по рельсам, однако в то время многие не доверяли шумным, страшным и опасным паровозам. К тому же, использование паровоза в городе затруднительно, а первые трамваи на электрической тяге появились лишь в 1880-х годах.
Именно по этим причинам к концу XIX века почти все трамваи по всему миру передвигались на конной тяге, пока за первую половину века XX-го электрифицированные трамваи полностью не вытеснили старых добрых лошадок с рельсовых линий.
Дугласская конка: музей под открытым небом
Конный трамвай в Дугласе был открыт для пассажиров в 1876 году и изначально использовался как повседневный общественный транспорт для горожан.
Первые несколько лет линией владел её создатель, инженер Томас Лайтфут. Позже он продал конку компании, занимавшейся эксплуатацией железных дорог на острове Мэн и обанкротившейся в 1902-м году. С того момента и по сей день владелец конного трамвая – городской совет Дугласа.
Стандарт колеи дугласской конки узкий, всего 914 мм. Протяженность линии – 2,8 км вдоль берега, прогулочной набережной и длинного городского пляжа (Дуглас – приморский город на восточном побережье острова).
Конюшня трамвая дополнена музеем, посвящённым истории конки и другого железнодорожного транспорта на острове.
С особым трепетом городской совет относится к четвероногим работникам – крупным тягловым лошадям: чтобы тем было легче тянуть свою ношу, вагоны оснастили специальными подшипниками качения, а по выслуге лет и достижении пенсионного возраста лошадки отправляются в специально созданный для них «дом престарелых».
С 1927 года, когда основная роль конки перестала быть транспортной и стала скорее туристической, трамвай было решено перевести на летний режим работы. Но и в таком формате транспортная линия в какой-то момент всё же перестала быть рентабельной. Над старой конкой нависла угроза закрытия.
После летнего туристического сезона 2015 года Дугласские городские власти объявили, что в следующем году конка не откроется, так как представляет собой слишком тяжёлое бремя для налогоплательщиков.
И тут те самые налогоплательщики высказали свою позицию, выступив против закрытия последнего в мире трамвая на конной тяге. Петиция собрала большое число подписей, и работу конки решили продолжить. Так уникальный транспорт сохранился и работает по наши дни.