Найти тему
История моды с Марьяной С.

Мода "пышненько-кругленько"

Сегодня мы с вами поговорим о моде самого, самого-самого конца XVIII века. Это очень интересный период, но, поскольку он был коротеньким, и, можно сказать, переходным, то ему уделяют мало внимания. А жаль! Потому что платья той эпохи - отличная иллюстрация к тезису "в истории костюма почти не бывало резких перемен". Итак...

Слева - платье, Италия. ок. 1795. (с) Из коллекции Метрополитен-музея. Справа - модная гравюра, Лондон, 1795. (с) Из коллекции Публичной библиотеки Нью-Йорка
Слева - платье, Италия. ок. 1795. (с) Из коллекции Метрополитен-музея. Справа - модная гравюра, Лондон, 1795. (с) Из коллекции Публичной библиотеки Нью-Йорка
  • В 1780-х и начале 1790-х носили платья с юбками пышными, но в меру. Максимум с небольшими подушечками сзади для придания аппетитной округлости формам. :)
  • В 1800-х - платья с завышенными талиями и узкими юбками.
  • А вот промежуток между ними, как раз вторая половина 1790-х, это время, когда талия начинает понемногу ползти вверх... А юбки ещё пышные! Нельзя ведь так сразу взять и перестроиться.

Иногда по поводу платьев начала XIX века мне доводится слышать - мол, да в таких платьях женщина смотрится, как будто она в положении! На что я неизменно отвечаю, что это не так. :) Потому что как раз с 1800-х силуэт начнёт становиться всё более узким, вытянутым по вертикали, складочки и сборочки перестанут закладывать спереди, они уйдут назад, и спереди платья будут гладкими.

А вот в платьях второй половины 1790-х... Пожалуй, что и так! Именно подобный фасон у нас ассоциируется с материнством: талия повыше, впереди складки, чтобы и дать округлившемуся животу свободу, и слегка замаскировать его.

Платья, ок. 1795. (с) Из коллекции Института костюма Киото
Платья, ок. 1795. (с) Из коллекции Института костюма Киото

Силуэт получался довольно округлым, мягким, и... громоздким. Вот что писали о том, как его добиться в "Магазине для распространения общеполезных знаний и изобретений, с присовокуплением Моднаго журнала, раскрашенных рисунков, и музыкальных нот", в мае 1795:

"Чтобы узнать, каким точно образом наши Англинско-Греко-Российские дамы над собою производят такой модый конус, подкрался я к их туалету и усмотрел, что исподница заавязывается крепко сверх беденрных костей; а другая юпка на ладонь шириною выше первой под грудью, и что от сего-то, у великорослых фигур, от природы одаренных сим для исподницы и верхней юбки нужным промежутком, рождается миловидная исподволь расширяющаяся форма. Напротив того у коротких стеснённых талий, которые, как говорят Французы, больше имеют "каррюра", и у которых, к несчастию, обе юпки должны повязываться на одном месте, случается, к сожалению, видеть самые смешные "каррикатуры".

Слева - модная гравюра, Лондон, 1795. (сс) Wikimedia Commons. Справа - платье, ок. 1795. (с) Из коллекции Института костюма Киото
Слева - модная гравюра, Лондон, 1795. (сс) Wikimedia Commons. Справа - платье, ок. 1795. (с) Из коллекции Института костюма Киото

Ничего. Потом силуэт станет поизящнее. Но не могу не заметить - когда Джейн Остин приступала к роману, который затем станет "Гордостью и предубеждением", царила именно такая мода!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!