Найти тему

Авдотья

Оглавление

Возле калитки стояла молодая женщина с ребенком и с небольшой сумкой в руке.

-Вы ко мне? Проходите, нелегко ведь стоять с ребенком на руках.

Авдотья толкнула ногой заскрипевшую калитку, пропуская гостью во двор.

-Пойдемте в дом, ведь холодно во дворе стоять. Открывайте дверь и проходите. Там нет никого, я одна живу. Только я и кот мой, Маркиз.

-Спасибо.-Поблагодарила женщина и прошла в дом.

В комнате было тепло, в печи потрескивали дрова.

-Вы положите ребенка на кровать и разверните, а то вспотеет в одеяльце.

Поставив ведра с водой на скамью, она накрыла их крышками. Затем сняла с головы старый пуховый платок и ,налив ковшом воду в чайник, поставила его на печь.

За это время женщина сняла пальто и скинула с головы платок. Это была совсем еще молодая девушка с красивыми вьющимися светлыми волосами и зелеными лучистыми глазами, показавшимися Авдотье такими знакомыми. Где могла она ее видеть?

-Сейчас вскипит вода в чайнике, попьем чай, а потом все расскажете. Вы для себя хотите траву или для ребенка?

Женщина с немым вопросом взглянула на нее, и Авдотья заметила, как в ее подернутых печалью глазах накапливаются слезы.

-Я приехала не за травой, я приехала к тебе, мама.

Авдотья открыла рот и, словно рыба, стала жадно глотать воздух. В глазах ее внезапно потемнело, и она отключилась.

Когда она пришла в себя, гостья сидела рядом с ней на полу и вытирала слезы, стекающие по щекам.

-Слава Богу, пришла в себя. Я уже перепугалась, думала, что не успела найти и сразу тебя потеряла. Давай, мама, сядем на диван. Я одна не смогла тебя поднять.

Авдотья прикоснулась дрожащей рукой до головы дочери.

-Господи, неужели ты услышал мои молитвы? Моя девочка нашлась. Моя Сонюшка. А я увидела твои глаза, они мне знакомыми показались. Теперь поняла, что они такие же изумрудные, как и у твоего отца.

Встреча двух родных людей, когда-то разлученных друг с другом, была необыкновенно тёплой, взволновавшей их сердца. Дочь помогла Авдотье подняться с пола и сесть на диван. В это время на кровати закряхтел ребенок. Взяв его на руки, Софья села рядом с матерью.

-Девочка?-спросила Авдотья.

-Нет, мама, мальчик. Он проголодался уже. Мне нужно покормить его.

-Сама кормишь?

-Да. Пока получается.

-Правильно, дочка, материнское молоко ничто не заменит. А где твой муж? У вас все хорошо?

-Да, мама. У нас все в порядке. Муж проводил меня в аэропорт. Он сам приедет через несколько дней на машине. Вот тогда вы и познакомитесь.

-Хорошо, дочка, а я уже обрадовалась, грешным делом, что ты останешься со мной.

Вскоре они накрыли на стол. Беседа была непринуждённой, интересной для обеих. Авдотья смотрела на дочку и не могла насмотреться. В ее сердце горело пламя нежности и любви к дочери, которая повзрослела и стала матерью маленького мальчика. Они разговорились, и Авдотья рассказала дочери о своей нелегкой судьбе.

Прабабушка, бабушка и мать Авдотьи были известными в округе травницами. К ним приезжали за помощью и лекарственными травами даже из города.

Еще маленькой Дуня ходила в лес вместе с бабушкой, и та, показывая ей различные травы и коренья, рассказывала об их целебных свойствах. Очень подробно объясняла ей, в какое время дня нужно собирать травы, как и где их сушить, где хранить, как готовить из них настои. Девочка, как губка, впитывала полезную информацию. Вначале она делала записи в специальной тетрадке, но с годами, когда это все у нее отложилось в памяти, к помощи тетради прибегала редко.

Прабабушка Дуни была провидицей. Но ни дочь, ни внучка ее дар не переняли.

Однажды жарким летним днем Дуня отправилась вместе с подругами на речку купаться. Внезапно течение стало уносить Лизу, не умевшую плавать, на середину реки, где местами образовывался водоворот. Дуня кинулась спасать ее. Отчаянно барахтаясь в воде, Лиза схватила подплывшую подругу за плечи и вместе с ней пошла ко дну.

Бросившиеся на помощь мужики, оказавшиеся, к счастью, на берегу, успели вытащить девочек. Лизу сразу откачали. Дуне несколько раз делали искусственное дыхание, и когда уже потеряли надежду, девочка закашлялась, из носа и рта потекла вода, и она стала дышать.

Но впоследствии эти несколько минут, проведенные между жизнью и смертью, оставили отпечаток на всей ее дальнейшей жизни. Дуня провела две недели в районной больнице, и многие потом говорили о появившихся странностях в ее поведении и характере.

Девочка ходила, словно прислушиваясь к чему-то. Иногда произносила странные слова, помогавшие позже предотвратить чью-то беду.

Как-то раз, возвращаясь из деревенского магазина, она внезапно обратилась с стоявшей с бабами на улице тетке Марии.

-Вода, поди, давно уже выкипела в кастрюле. Глядишь, скоро вспыхнет пламя.

Мария посмотрела на нее, как на полоумную, потом вдруг с криком бросилась в дом. Через минуту она распахнула окно, из которого повалил черный дым. Оказывается, на плите осталась кастрюля, про которую женщина совсем забыла. Вода полностью выкипела, и мясо пригорело. Пришлось потом Марии выбросить почерневшую кастрюлю. Словно злясь из-за этого на Дуню, впоследствии женщина стала сбивать с толку людей с вопросами, откуда пятнадцатилетняя девочка могла знать о ее кастрюле, стоявшей на плите? Все это неспроста. Значит, какие-то силы помогают ей.

В деревне стали шептаться, что прабабкин дар перешел к Дуне. А вскоре произошла история, после которой девочку за глаза стали называть ведьмой.

Вернулось как-то вечером деревенское стадо с пастбища, а коровы Серафимы среди них не оказалось. Кинулась женщина к пастуху с вопросом, где ее корова. Тот руками разводит: была вместе со всеми в стаде, значит, свернула куда-то, не доглядел. Побежала расстроенная Серафима соседей просить, пока не стемнело, поискать ее Краснуху.

Дуня стояла в это время у калитки и вдруг бросила пробегавшей мимо соседке:

-Поменьше бы колокольчик на шею корове своей повязала, тетя Серафима. Поторопи мужиков, пока Краснуха твоя не задохнулась у оврага.

Остановившаяся на миг соседка хотела махнуть рукой в ее сторону, но вспомнила, какие слухи ходят про девочку по деревне, подошла к мужикам и подсказала, куда идти. Уже почти стемнело, когда появившаяся в конце улицы Краснуха замычала, увидев свою хозяйку, ждавшую ее у калитки. Мужики рассказали, что висевший на шее большой колокольчик зацепился за куст лещины возле оврага, куда Краснуха забрела, пока пастух отгонял коров от гречишного поля. Пытаясь освободиться, корова стала мотать головой, этим теснее затягивая шнур на своей шее и чуть было не задохнулась. Не подоспей вовремя помощь, неизвестно, как бы все обернулось.

После ужина пришла с гостинцем Серафима, отблагодарить девочку. Но больше ее интересовал вопрос, как она узнала, где находится Краснуха. Дуня не ответила, только пожала плечами. После этого случая и стали в деревне называть ее ведьмой.

С годами Дуня превратилась в настоящую красавицу. Немало деревенских парней стало сходить по девушке с ума, но ни один не решался на серьезный шаг. Матери отказывались идти сватать ведьму, от которой можно было ожидать все, что угодно.

Как-то раз вышла Дуня с подругами из клуба, а деревенские остряки решили подшутить над девушкой. Один сорвал с ее шеи косынку и спрятал в руке за спиной. Встали парни стенкой и надумали смеяться:

-Ну-ка, колдунья, найди, у кого в руке твоя косынка.

Дуня остановилась перед шутниками и говорит:

-Отдайте, не ваше это. Если считаете колдуньей, не боитесь, что порчу наведу?

Тут один из местных ребят выхватил косынку из рук самого бойкого и отдал девушке со словами:

-С ровней потягались бы. Не стыдно над девушкой надсмехаться?

Звали парня Федор. Протянул он Дуне косынку и так глянул на нее, что потеряла она голову от блеска в его зеленых глазах. Проводил парень девушку до дома и предложил встретиться на следующий день, пообещав показать ей такие потайные места, о которых она и не знала.

С того дня вспыхнуло между ними волнующее сердце чувство, которое ни один из них не испытывал ранее.

Мать, молча, посматривала на счастливое лицо дочери и горестно качала головой. Но однажды все-таки не выдержала:

-Зря тешишь себя надеждами, дочка, не даст его отец вам жизни. Мать его женщина мягкая и добрая, но отец у него больно жесткий. Не надеялась бы ты. Сам-то он парень хороший, но слово решающее не за ним.

Осенью Федору пришла повестка в армию. В последний день перед проводами счастливая пара гуляла допоздна. Стал спрашивать парень свою любимую, будет ли она его ждать. Девушка передала Федору слова матери. Тот твердо ответил, что решение о своей дальнейшей жизни будет принимать он, а не его отец. От его уверенных слов Дуня совсем потеряла голову от счастья.

Не суждено было Авдотье стать счастливой. Только два месяца отслужил Федор. Перевернулся груженый ЗИЛ с солдатами на зимней скользкой дороге, и парень погиб.

В ту самую ночь беспокойно спалось Дуне, снилось ей заснеженное кладбище и деревенские бабы в черном. Своего любимого увидела в деревянном гробу, а на следующий день она услышала страшное известие.

После похорон Федора Дуня ходила каждый день на кладбище, исхудавшая и почерневшая. Замкнулась в себе. Не в радость была ей жизнь без возлюбленного. Решила она наложить на себя руки. Но снова приснился ей Федор, державший за руку маленькую светловолосую девочку с глазами изумрудного цвета, как и у него. Поняла тогда Дуня, что будет у нее ребенок.

В один из холодных весенних дней мать Федора пришла на кладбище и увидела возле могилы сына Дуню. Девушка встала со скамейки и хотела уйти, но женщина заметила ее выпирающий живот.

-Дуня, дорогая моя девочка, ты ведь к Феде моему приходишь? Слух идет по деревне, будто ребеночек у тебя будет от моего сына. Это правда?

Девушка кивнула.

-Господи, счастье-то какое. Значит, не бесследно исчез мой сынок. Дай бог здоровья тебе, девочка. Береги ребенка.

Когда подошло время, родила Дуня девочку. И чем старше становилась девочка, тем более чем странно вела себя ее мать. Жила отчужденно, подруг всех растеряла. Только помогала матери собирать и сушить травы и оказывать помощь приезжим. В деревне поговаривали, что она тронулась умом. А девочка с каждым днем все больше и больше становилась похожей на своего отца.

-2

Родители Федора часто забирали девочку к себе, одаривали гостинцами. Соня сама была очень общительным ребенком, со всеми здоровалась при встрече и улыбалась. Встречные умилялись, глядя на такого очаровательного и приветливого ребенка, чего не скажешь о ее матери, которая иногда проходила мимо, не замечая никого.

Зимой произошло несчастье. За Ефросиньей, матерью Дуни, прибежала с окраины женщина, у которой не могла отелиться корова. Умоляла прийти помочь. Ефросинья и в этом деле иногда оказывала сельчанам помощь. Собравшись, вышла она вечером из дома. Корова благополучно отелилась. Женщина возвращалась домой, когда внезапно почувствовала сильную боль в груди. Теряя сознание, она свалилась в придорожную канаву.

Укладывая дочку спать, Дуня прилегла рядом с ней и уснула. Проснулась она от того, что ей приснилась мать с посиневшими лицом и губами, и с инеем на ресницах. Вскочив вся в поту, Дуня обнаружила, что матери дома нет. Она подняла крик и кинулась к соседям за помощью. Отправились соседские мужики на поиски. Через час нашли остывшее тело травницы у дороги.

Эта потеря совсем подкосила Авдотью. Она еще больше замкнулась в себе. В деревне поговаривали, что она стала разговаривать сама с собой. Летом, когда она уходила в лес за травами, кто-то видел, как она там смеялась и вела беседы с кем-то невидимым.

-3

Родственников Федора стало беспокоить такое поведение Авдотьи. Они переживали, что это может отразиться на ребенке. Мать Федора просила Дуню обратиться к врачу, а за девочкой они присмотрят. Но мать девочки об этом и слышать не хотела.

Случалось так, что, оставив спящего ребенка дома, иногда Авдотья уходила по утрам за травами. Девочка просыпалась и с плачем выходила на улицу. Соседи забирали ее к себе. Вернувшись, Авдотья благодарила и забирала девочку домой. И это повторялось снова и снова. Однажды, вернувшись домой, дочку она не нашла. Двери были распахнуты. Ни у соседей, ни дома Сони не было.

Авдотья помчалась к родителям Федора и стала и обвинять их в похищении ребенка, но они сами были в шоке, узнав, что девочка пропала. Поиски ни чему не привели. Девочка бесследно исчезла.

В порыве ярости Авдотья снова пришла к родителям отца своей девочки, стала требовать вернуть ей ребенка. Она не верила в то, что они сами обеспокоены исчезновением внучки. После устроенного скандала, выйдя за ворота, она споткнулась и, упав на огромный валун, разбила в кровь себе голову.

Когда она пришла в себя, словно родилась заново. Стала такой, какой была раньше, общительной и дружелюбной. Соседка однажды рассказала другим, будто Авдотья поделилась с ней, что бесы, донимавшие до сих пор, оставили ее в покое. Правда, взяли с нее дорогую за это плату, ее дочь.

Авдотья, продолжая дело своей матери, оказывала помощь людям и лечила их травами.

А что же произошло с маленькой Соней?

Однажды, когда девочку забрали к себе ее бабушка и дедушка, у них гостях оказалась их родственница, Клавдия, приехавшая издалека. Погостив у своих родителей в соседней деревне, она направлялась обратно, в Выборг, где жила уже давно. По дороге решила проведать родственников. Девочка ее очаровала и, узнав о странном поведении Авдотьи, она стала уговаривать дедушку и бабушку забрать внучку к себе. Те сказали, что без согласия ее матери они не могут это сделать. А Авдотья никогда на это не согласится, так как кроме девочки у нее никого не осталось.

Попрощавшись со всеми, Клавдия уехала. Маленький ангелочек не выходил у нее из головы. Она развернулась с половины пути и приехала рано утром в деревню. Подождав, когда Авдотья уйдет в лес, Клавдия проникла через калитку на огороде в дом, вынесла спящую девочку и задами прошла к дороге, где за небольшим холмом оставила свою машину. Было раннее утро и по счастливой случайности ее никто не увидел.

Вот так девочка оказалась вдали от своей матери и от родных мест. Клавдия была женщиной одинокой. Через знакомых, за определеную плату, оформила документы на девочку и вырастила ее в заботе и любви. Когда Соня подросла и встретила свою судьбу, Клавдия выдала ее замуж. Но дождаться рождения ребенка ей не было суждено. Видимо, это было наказанием за то, что она разлучила девочку с ее матерью. У Клавдии обнаружили неизлечимую болезнь. Дорогостоящее лечение и операция не помогли.

Перед смертью она рассказала девочке, как увезла ее и попросила у нее прощения.

Через восемь месяцев после рождения сына по просьбе Сони муж посадил ее на самолет и отправил к матери.

Вот, что узнала Авдотья о судьбе своей девочки. Она не держала зла на Клавдию. Ведь она смогла дать ее дочери то, что, возможно, не смогла бы дать сама Авдотья. Спать легли мать с дочерью далеко за полночь.

На следующий день соседи видели, как Авдотья вышла из своего дома с ребенком на руках, а рядом с ней шла красивая молодая женщина. Они направились в дом постаревших бабушки и дедушки Софьи. По деревне прокатился слух о приезде пропавшей когда-то дочери Авдотьи.

Через десять дней, перед отъездом, Софья вместе с мужем и матерью побывала на могиле отца и бабушки. Вскоре молодая семья с маленьким сыном уехала.

А для Авдотьи с этого дня началась другая жизнь, которая теперь у нее проходила в ожидании приезда дочери и внука.