Найти в Дзене

Композиции альбома: John Coltrane - Blue Train

Оглавление
John Coltrane - Blue Train
John Coltrane - Blue Train

Хакенсак, Нью-Джерси, 15 сентября 1957 года. Дорога в студию Руди Ван Гелдера была известна каждому, кто был причастен к  джазовому сооб-ществу Нью-Йорка. Здесь на  джазовых сессиях музыканты могли вы-
разить себя в  непринужденной, практически домашней атмосфере. Благодаря особой договоренности между Бобом Вайнстоком (владельцем и  продюсером лейбла Prestige, с  которым у  Колтрейна уже был заключен контракт на  запись) и Альфредом Лайоном (владельцем и продюсером Blue Note), прекрасный испонитель на  тенор-саксофоне получил возможность сделать свою единственную и неповторимую запись Blue Note для сольного диска. Многие музыканты-сайдмены, игравшие вместе со звездами, с которыми звукозаписывающие лейблы заключали контракты, работали сразу с обоими лейблами — и поэтому все стороны были заинтересованы в сохранении хороших рабочих отношений между двумя звукозаписывающими компаниями.

При подготовке к  записи для престижного лейбла Blue Note Колтрейн создал ряд прекрасных, тщательно отрепетированных аранжировок. Два дня репетиций — и секстет был готов отправиться в студию, чтобы сделать первый дубль. Колтрейн собрал вместе три молодые звезды новой сцены хард-бопа — трубача Ли Моргана, тромбониста Кертиса Фуллера и пианиста Кенни Дрю, объединив их со своими двумя давними коллегами из квинтета Майлза Дэвиса: контрабасистом Полом Чемберсом и ударником Фи Уй Джо Джонсом.
Колтрейн хотел поработать с  группой, которая была бы крупнее, чем квинтет Майлза, где было бы больше духовых инструментов — чтобы получить более полный и глубокий по качеству звук. За три с половиной месяца до работы над Blue Train он записал альбом Coltrane, где играл на тенор-саксофоне вместе с трубачом Джонни Сплауном и саксофонистом Сахибом Шихабом. А в апреле 1957 года для работы над своим альбомом Dakar он привлекал двух баритон-саксофонистов — Пеппера Адамса и Сесила Пейна.

Side A:

BLUE TRAIN
MOMENT'S NOTICE

Первую сторону Blue Train открывает заглавная композиция с таким же названием — блюз написан самим Колтрейном и основан на рифе (короткой повторяющейся фразе) из пяти нот. Музыка восходит к традициям блюза больше, чем основная масса треков того времени в стиле хард-бопа. Одна из примечательных особенностей аранжировки — ощущение звучания биг-бэнда при наличии всего трех ведущих инструментов. Первый блюзовый рефрен длится 19 секунд — три главных инструмента исполняют тему в унисон, им вторит соло на фортепиано. Затем ведущие инструменты снова играют тему с гармоническим аккомпанементом — и снова в ответ звучит фортепьяно. В третьем рефрене начинается соло Колтрейна на теноровом саксофоне, затем вступают контрабас и ударные. 80-секундное соло Колтрейна содержит первые образцы «полотен звуков» — техники с использованием стремительной серии нот; впоследствии этот прием станет краеугольным камнем его характерного стиля исполнения..
На протяжении трека ритм-секция периодически изменяет ощущение, темп ускоряется в два раза. Контраст между ярким, насыщенным звуком трубы Ли Моргана и  более плавным, блюзовым звучанием тромбона Кертиса Фуллера прекрасно звучит, как и рифы аккомпанемента, исполняемые двумя другими солистами. За блюзовым соло Дрю следует соло контрабаса, а затем тема снова возвращается.

Второй трек  — Moment’s Notice, еще одна композиция Колтрейна, наиболее сложная из всех, подготовленных музыкантом для этой сессии. Мелодия в  быстром темпе, со сложной аккордовой структурой, солисты играют ее практически на грани своих возможностей. Для композиции характерно использование пауз — солист играет без сопровождения, а остальные инструменты словно «выпадают». Трек также примечателен соло Пола Чемберса на контрабасе, исполняемым смычком — в отличие от более стандартного приема пиццикато.

Side B:

LOCOMOTION
I'M OLD FASHIONED
LAZY BIRD

Вторую сторону альбома открывает композиция Колтрейна Locomotion — тема, ко-торую вводят ударные Филли Джо Джонса, написана в классической AABA-форме, так любимой популярными песенными авторами 1930-х и  1940-х. Стандартная структура в такой форме состоит из восьми тактов на раздел (всего 32 такта), однако здесь в каждом из
А-разделов Колтрейн использует 12 тактов. Тема в песенном стиле практически диктует, как должны играть ведущие инструменты. Для перехода от одного солиста к другому Колтрейн использует различные методы, при этом строго придерживаясь блюзовой традиции — это, например, перерыв после соло самого Колтрейна, а также после соло Фуллера на тромбоне.

За Locomotion следует I’m Old Fashioned, единственный джазовый стандарт в этом альбоме, написанный в 1942 году Джеромом Керном и Джонни Мерсером для фильма Уильяма А. Сейтера «Ты никогда не была восхитительнее» с Фредом Астером и Ритой Хейворт в главных ролях. Первые 20 секунд трека — глубоко личный, напряженный диалог
тенор-саксофона и фортепиано. Композиция
I’m Old Fashioned оказалась прекрасной возможностью для Колтрейна продемонстрировать всю гамму чувств и лиричность своего исполнения, а внимание, которое Колтрейн уделяет каждому звуку темы, делает его игру трогательной, изящной и выразительной.

Альбом завершается четвертой композицией солиста  — Lazy Bird, исполнение темы поручено трубачу Ли Моргану. В этой мелодии есть много общего с компо-зицией Тэдда Дэмерона Lady Bird — и, как признавал сам Колтрейн, средний раздел также имеет явное сходство с Petite Fleur Сиднея Беше. Возможно, это не случайность, поскольку ранее Колтрейн встречался с Альфредом Лайоном из Blue Note, чтобы раздобыть пару альбомов Беше. Как и в Moment’s Notice, в Lazy Bird перед солистами стоит ряд амбициозных музыкальных задач в виде сложной и необычной аккордовой последовательности с использованием тональных центров на расстоянии большой терции друг от друга. Соло в Lazy Bird — это поистине высший пилотаж исполнительской техники и воображения, и чувствуется, что сами музыканты получают удовольствие от сложностей гармонических перипетий. Возможно, поэтому из всех композиций альбома именно трек Lazy Bird больше всего напоминает живое джазовое исполнение.

John Coltrane - Blue Train
John Coltrane - Blue Train

Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!