Хакенсак, Нью-Джерси, 15 сентября 1957 года. Дорога в студию Руди Ван Гелдера была известна каждому, кто был причастен к джазовому сооб-ществу Нью-Йорка. Здесь на джазовых сессиях музыканты могли вы-
разить себя в непринужденной, практически домашней атмосфере. Благодаря особой договоренности между Бобом Вайнстоком (владельцем и продюсером лейбла Prestige, с которым у Колтрейна уже был заключен контракт на запись) и Альфредом Лайоном (владельцем и продюсером Blue Note), прекрасный испонитель на тенор-саксофоне получил возможность сделать свою единственную и неповторимую запись Blue Note для сольного диска. Многие музыканты-сайдмены, игравшие вместе со звездами, с которыми звукозаписывающие лейблы заключали контракты, работали сразу с обоими лейблами — и поэтому все стороны были заинтересованы в сохранении хороших рабочих отношений между двумя звукозаписывающими компаниями.
При подготовке к записи для престижного лейбла Blue Note Колтрейн создал ряд прекрасных, тщательно отрепетированных аранжировок. Два дня репетиций — и секстет был готов отправиться в студию, чтобы сделать первый дубль. Колтрейн собрал вместе три молодые звезды новой сцены хард-бопа — трубача Ли Моргана, тромбониста Кертиса Фуллера и пианиста Кенни Дрю, объединив их со своими двумя давними коллегами из квинтета Майлза Дэвиса: контрабасистом Полом Чемберсом и ударником Фи Уй Джо Джонсом.
Колтрейн хотел поработать с группой, которая была бы крупнее, чем квинтет Майлза, где было бы больше духовых инструментов — чтобы получить более полный и глубокий по качеству звук. За три с половиной месяца до работы над Blue Train он записал альбом Coltrane, где играл на тенор-саксофоне вместе с трубачом Джонни Сплауном и саксофонистом Сахибом Шихабом. А в апреле 1957 года для работы над своим альбомом Dakar он привлекал двух баритон-саксофонистов — Пеппера Адамса и Сесила Пейна.
Side A:
BLUE TRAIN
MOMENT'S NOTICE
Первую сторону Blue Train открывает заглавная композиция с таким же названием — блюз написан самим Колтрейном и основан на рифе (короткой повторяющейся фразе) из пяти нот. Музыка восходит к традициям блюза больше, чем основная масса треков того времени в стиле хард-бопа. Одна из примечательных особенностей аранжировки — ощущение звучания биг-бэнда при наличии всего трех ведущих инструментов. Первый блюзовый рефрен длится 19 секунд — три главных инструмента исполняют тему в унисон, им вторит соло на фортепиано. Затем ведущие инструменты снова играют тему с гармоническим аккомпанементом — и снова в ответ звучит фортепьяно. В третьем рефрене начинается соло Колтрейна на теноровом саксофоне, затем вступают контрабас и ударные. 80-секундное соло Колтрейна содержит первые образцы «полотен звуков» — техники с использованием стремительной серии нот; впоследствии этот прием станет краеугольным камнем его характерного стиля исполнения..
На протяжении трека ритм-секция периодически изменяет ощущение, темп ускоряется в два раза. Контраст между ярким, насыщенным звуком трубы Ли Моргана и более плавным, блюзовым звучанием тромбона Кертиса Фуллера прекрасно звучит, как и рифы аккомпанемента, исполняемые двумя другими солистами. За блюзовым соло Дрю следует соло контрабаса, а затем тема снова возвращается.
Второй трек — Moment’s Notice, еще одна композиция Колтрейна, наиболее сложная из всех, подготовленных музыкантом для этой сессии. Мелодия в быстром темпе, со сложной аккордовой структурой, солисты играют ее практически на грани своих возможностей. Для композиции характерно использование пауз — солист играет без сопровождения, а остальные инструменты словно «выпадают». Трек также примечателен соло Пола Чемберса на контрабасе, исполняемым смычком — в отличие от более стандартного приема пиццикато.
Side B:
LOCOMOTION
I'M OLD FASHIONED
LAZY BIRD
Вторую сторону альбома открывает композиция Колтрейна Locomotion — тема, ко-торую вводят ударные Филли Джо Джонса, написана в классической AABA-форме, так любимой популярными песенными авторами 1930-х и 1940-х. Стандартная структура в такой форме состоит из восьми тактов на раздел (всего 32 такта), однако здесь в каждом из
А-разделов Колтрейн использует 12 тактов. Тема в песенном стиле практически диктует, как должны играть ведущие инструменты. Для перехода от одного солиста к другому Колтрейн использует различные методы, при этом строго придерживаясь блюзовой традиции — это, например, перерыв после соло самого Колтрейна, а также после соло Фуллера на тромбоне.
За Locomotion следует I’m Old Fashioned, единственный джазовый стандарт в этом альбоме, написанный в 1942 году Джеромом Керном и Джонни Мерсером для фильма Уильяма А. Сейтера «Ты никогда не была восхитительнее» с Фредом Астером и Ритой Хейворт в главных ролях. Первые 20 секунд трека — глубоко личный, напряженный диалог
тенор-саксофона и фортепиано. Композиция I’m Old Fashioned оказалась прекрасной возможностью для Колтрейна продемонстрировать всю гамму чувств и лиричность своего исполнения, а внимание, которое Колтрейн уделяет каждому звуку темы, делает его игру трогательной, изящной и выразительной.
Альбом завершается четвертой композицией солиста — Lazy Bird, исполнение темы поручено трубачу Ли Моргану. В этой мелодии есть много общего с компо-зицией Тэдда Дэмерона Lady Bird — и, как признавал сам Колтрейн, средний раздел также имеет явное сходство с Petite Fleur Сиднея Беше. Возможно, это не случайность, поскольку ранее Колтрейн встречался с Альфредом Лайоном из Blue Note, чтобы раздобыть пару альбомов Беше. Как и в Moment’s Notice, в Lazy Bird перед солистами стоит ряд амбициозных музыкальных задач в виде сложной и необычной аккордовой последовательности с использованием тональных центров на расстоянии большой терции друг от друга. Соло в Lazy Bird — это поистине высший пилотаж исполнительской техники и воображения, и чувствуется, что сами музыканты получают удовольствие от сложностей гармонических перипетий. Возможно, поэтому из всех композиций альбома именно трек Lazy Bird больше всего напоминает живое джазовое исполнение.
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!