Если в офис нужно купить туалетную бумагу, с этим справится любой сотрудник. А если нужно увеличить вычислительные мощности компании? И не просто докупить пару жестких дисков, а полноценно масштабировать или оптимизировать использование облаков? Тут не обойтись без специальных знаний.
FinOps — как раз такой специалист, который контролирует закупку, оптимизацию и использование облачных вычислений. И в итоге — снижает расходы компании по этому направлению. В этой статье на примерах рассказываем, как он это делает.
Больше материалов про IT в нашем Telegram!
Почему это так актуально?
И так представим, что ваша компания уже в облаке. Это удобно и технологично. Но, когда потребуется 10, 20, 30, 100 и больше серверов это решение покажется не так уж и дешевым. Финдиректор, СТО и даже генеральный, вероятно, подспудно понимают, что переплачивают. Но за что конкретно?
Обычно сокращение расходов сводится просто к поиску наиболее дешевого решения, тарифа или, если мы говорим о физических стойках, к оптимизации конфигурации оборудования. При этом этой задачей занимаются все, кто угодно: от разработчика до бухгалтера.
В итоге бездумная закупка «по списку» или оптимизация «лишь бы подешевле» без последующего контроля и анализа использования для многих компаний выливается в солидные убытки из-за неэффективного управления «активами» своего бэкенда.
Пример, зачем нужен FinOps
Представим условный энтерпрайз — абстрактную крупную компанию. Она провела закупку по списку: десяток-другой серверов, тариф Yandex.Cloud и ещё кое-что «по мелочи». Из-за постоянного внутрикорпоративного движения проектов и команд, бюрократии и на самых гибких процессов часть этих приобретений может где-то «потеряться».
Ситуация может оказаться совсем абсурдной.
Тот же тариф Yandex.Cloud стоит «на приколе» месяцами — оплаченный, но в то же время уже никому не нужный в отделе, под который приобретался. При этом коллеги из соседнего кабинета волосы на голове рвут: им уже энную неделю не могут оплатить примерно такой же тариф, нужный позарез.
Вроде бы есть очевидное решение — делегировать ответственность нуждающимся. Однако горизонтальные коммуникации не всегда хорошо налажены. И второй отдел может просто не знать о богатстве первого, которому это самое богатство и не особо нужно в данный момент.
Вот тут и придет на помощь FinOps. Человек или команда, которые знают, где, что и насколько хорошо «лежит» в плане тех же облачных тарифов, купленных компанией. Эти люди должны работать в одной упряжке с DevOps, с одной стороны, и финансовым департаментом с другой, выполняя роль эффективного посредника и, что самое важное — аналитика.
Зачем FinOps’у аналитика?
Оплата и оптимизация затрат на облачные сервисы — дело запутанное. Даже по одной позиции может прийти трехстраничная расшифровка расходов, в которой практически нереально разобраться.
Как в этой ситуации поможет FinOps:
- Он четко понимает когда, для чего и в каких объемах были закуплены облачные решения.
- Знает, как эти мощности используются.
- Перераспределяет их в зависимости от потребностей того или иного подразделения.
- и не покупает «чтоб было».
Например, вы решили хранить в облаке холодную версию своей базы данных. Вы архивируете её, чтобы сократить объемы потребляемого пространства и трафика при обновлении хранилища.
Казалось бы, что тут такого? Затрат на 3 копейки. Но именно совокупность таких трат и приводит к тому, что расходы на облачные сервисы растут.
Или другой пример. У вас куплены про запас мощности в облаке, для того чтобы не упасть под пиковой нагрузкой. Вы точно уверены, что это оптимальное решение?
Ведь если эти инстансы простаивают в 80% случаев, то вы просто дарите деньги провайдеру. Тем более, для таких ситуаций придуманы burstable-инстансы, которые обходятся значительно дешевле.
Тогда зачем вам вхолостую работающие серверы, если можно использовать инструмент для решения проблем как раз пиковых нагрузок? Или вместо инстансов On Premise стоит посмотреть в сторону Reserved — они обходятся намного дешевле и на них еще и скидки дают.
Как раз для ответов на все эти вопросы и существует FinOps.
Кстати, о скидках
Ещё один аргумент в пользу FinOps — возможность получить скидку.
Представьте, что закупкой мощностей занимается компетентный, но очень занятой сотрудник. Например, технический директор или глава отдела разработки. Из банальной экономии времени он просто купит, все, что необходимо, и вряд ли станет общаться с менеджерами по продажам.
И очень зря, ведь они осведомлены о текущих скидках, акциях и специальных предложениях. Пообщавшись с ними, FinOps сможет приобрести мощности выгоднее и сэкономить по сравнению с молчаливой закупкой загруженного техдира.
Резюмируем
Все понимают, что облака это круто, но использовать их нужно с умом.
FinOps — это организационный рычаг, который помогает эффективнее пользоваться облачными мощностями. Главное — не превращать эту должность в аналог комиссара, чьей задачей будет поймать невнимательных разработчиков за руку и «отругать» за простои мощностей.
Разработчики должны разрабатывать, а не считать деньги компании. FinOps должны сделать как процесс покупки, так и процесс списания или передачи облачных мощностей другим командам мероприятием простым и приятным для всех сторон.
А уж вводить эту должность в штатное расписание или отдать на аутсорс профессионалам — вам решать.