размышления над прочитанной книгой
Недавно мне попалась в руки книга профессора Российского православного университета В. Н. Тростникова "Кто Мы? Русские, Украинцы, Белорусы" (М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011г.), осуществлению издания которой содействовало объединение "Центр социально-консервативной политики", а на первой странице свое резюме о книге оставил член партии "Единая Россия" Борис Грызлов. (Книга опубликована еще в те годы, когда Украину посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).
Страна, которую в древности называли "Рустия" (Святая Русь), говорит автор этой книги, пережила в XIV в. духовный подъем, схожий с нынешним, когда богословский и философский уровень Русской Православной Церкви, ее научных и преподавательских кадров выше, чем в любой другой стране (проф. В. Н. Тростников называет Россию "главным хранителем" в этой области).
А что же было в XII - XIII вв.? Вот как этот период нашей истории характеризует автор книги "Кто мы? Русские, Украинцы, Белорусы": "Обозревая XIII и XII века нашей истории, мы могли заметить, что того религиозного подъема, которым был отмечен последовавший сразу после Крещения века XI, в этот период уже не наблюдалось. По неумолимым законам грешного человеческого естества духовный энтузиазм стал ослабевать, и Русь начала увязать в проблемах материальных - сначала князья втянули народ в свой дележ власти, а потом нагрянула Орда, и тут уже стало по пословице: "Не до жиру, быть бы живу".
Но мы выжили... И тут настал тот благословенный момент, когда русские люди уже не могли не воздать благодарение Богу за свое чудесное спасение, не вспомнить, что они не просто нация, а крещенный православный народ, которому подобает время от времени задумываться и о своей душе".
А лично я вот о чем задумался. 21 - 24 марта 2014г. в № 30 газеты "Правда" была опубликована статья Виктора Кожемяко "И что же вам видится в зеркале Украины?", а также 11 - 14 апреля 2014 г. в № 39 газеты "Правда" была опубликована статья Юрия Белова "Классовые истоки и уроки украинской трагедии". Хотелось бы здесь поподробнее остановится на статье Виктора Кожемяко. Журналистская передовица приглашала к дискуссии. Ибо события, происходящие в это время на Украине, находили много откликов в газете "Правда" и привлекали к себе внимание читателей. (Неудивительно, что в рубрике "Резонанс" на страницах "Правды" эта тема потом обсуждалась читателями).
Вот что пишет В. С. Кожемяко:
"Когда начали валить и разбивать киевский памятник Ленину, ни у кого не могло уже оставаться никаких сомнений в реально главной для тех самых (фашистских - здесь и далее мои примечания) движущих сил цели происходящего. А последовавшая "стихия" сноса ленинских монументов подтвердила идеологическую направленность этой (оранжевой) "революции".
... Но ведь вот какая особенность: (перекличка) не только с украинскими, а и с российскими (событиями)".
И далее В. Кожемяко дает параллель с недавним российским прошлым (1991г.) и не только. А выход видит в "отмене всех" олигархов, но не путем революции, "цветной" или "белоленточной".
В рубрике же "Резонанс" названия читательских заметок говорит само за себя: в номере 42: "Я вижу Россию", "Много сходного там и у нас", "Материнское счастье, а теперь - наша общая боль"; в номере 46: "Требуется прозрение и подлинное пробуждение", "Нам нельзя друг без друга" и другие.
Таким образом, мы ясно видим, что и автор книги "Кто мы? Русские, Украинцы, Белорусы", и автор приглашения к размышлению "И что же вам видится в зеркале Украины?", по поводу украинской темы, привлекающей повышенное внимание читателей, и вызывающей особый интерес у них (читателей газеты "Правда"), - видят одинаково, а решают проблему нынешних и прошлых "смутных времен" по-разному: профессор В. Тростников духовно, а журналист В. Кожемяко - социально.
А может ли быть соединение этих двух начал - духовного и социального? Может. И Великая Отечественная война это подтвердила.
Сегодня, 12 апреля, мы празднуем два праздника одновременно: День космонавтики - первый полет человека в космос, и Пасху - Светлое Христово Воскресение.
Может ли коммунист быть православным христианином? Может.
Приведу отрывок из поэмы "Зоя", написанной турецким поэтом Назымом Хикметом в тюрьме после прочтения им передовицы в газете "Правда" о Зое Космодемьянской и ее подвиге:
Эта девушка
росла и училась в Москве,
была комсомолкой,
ушла на войну партизанкой.
Единственной правде,
великому делу
поверило сердце девичье.
Красивая девушка,
с нежной шеей,
повешенная врагом,
была человеком во всем
его несравненном величье.
............................................
Ты - русская партизанка,
повешенная врагом.
Я - заключенный в тюрьму
поэт.
Но между нами преграды нет.
Ты - русская,
Я - турок,
Мы - коммунисты!
(авторизированный перевод Маргариты Алигер).
Была Человеком! Во всем его несравненном величье... Так будем же людьми, мы - Коммунисты. И мы - Русские, Украинцы, Белорусы, и все другие нации и народы мира.
Руслан Иванов,
сторонник КПРФ
(состою в движении "Русский Лад").
город Магадан
03.04.2015г.