Царь-колокол... Этот известный на весь мир огромный гигант на Ивановской площади у Кремля считается одним из подлинных символов России. Наряду с царь-пушкой и матрешками.
Подумать-только: шесть с половиной метров чистого диаметра, шесть метров высоты, вес за добрых двести тонн. Некислый такой двухэтажный дом!
Посмотрите как мал человек рядом с его величеством царь-колоколом.
Однако почему от царь-колокола сбоку отколот здоровенный кусок? Рассказываю просто.
Итак, начнем с начала. Узнаем, кто и когда вообще велел отлить подобную громадину. А главное - с какой целью.
Итак - приказала изготовить чудо сие аж в 1733-м русская императрица Анна Иоанновна. Та самая ныне почти забытая племянница Петра I из Прибалтики. Проведшая на русском троне аж десять лет, но ничем особо не отметившаяся в истории. Ну кроме разве что бироновщины.
Не особо любимая в народе Анна Иоанновна рассчитывала царь-колоколом сделать грандиозный подарок москвичам. И с его помощью надеялась прославиться на века. Изображение Аннушки, если что, выбито на боку царь-колокола.
Царь-колокол должен был отправиться прямиком на колокольню Ивана Великого - высочайшее в России здание той эпохи. И своим малиновым звоном услаждать слух не только Москвы, но и далеких ее окрестностей.
Все иностранные мастера, узнав о том, сколько должен весить царь-колокол, просто крутили пальцем у виска. И от работы отказывались, сколько б за нее государыня-императрица не обещала платы.
Потому изготовили царь-колокол прославленные русские литейщики той поры - Иван и Михаил Моторины, отец с сыном. Их подобный царский заказ вообще не смутил. Для заливки подобной махины ребята вырыли прямо у стен Кремля огромную яму.
Отлить-то колокол отлили. И даже получили за свой титанический труд аж тысячу рублей - колоссальные деньги по тем временам.
Но дальше с царь-колоколом начались сплошные проблемы. Ибо не существовало на тот момент еще подъемных кранов, способных нормально таскать такого "здоровяка".
Что же стало с колоколом?
Леса с помощью которых двухсотонный царь-колокол пытались вытянуть из литейной ямы просто рухнули. Вместе с самим колоколом, от которого откололся здоровенный кусок.
По другой версии, в Москве тогда начался большой (так называемый "Троицкий") пожар. Деревянные мостки, на которые уже подняли колокол, просто сгорели. И железяка рухнула назад под землю.
Есть и версии, что царь-колокол из материнской ямы поднять вообще не успели. А во время пожара просто поливали водой во избежание расплавки. Однако из-за перепада температур у бедолаги и отвалился кусок.
Кто-то из исследователей говорит и что вообще пожар тут не при чем - просто Моторины при отливке ошиблись в расчетах, из-за чего колокол и треснул. А свой ляп Левши списали на тот самый огонь.
В любом случае, тяжеленный царь-колокол после отливки еще около века пролежал в родной яме. Что с ним делать - никто в России толком и не знал. Кое-как поднять гиганта на специальный постамент удалось, барабанная дробь, лишь в 1836-м году! Руководил подъёмными работами сам великий Огюст Монферан, архитектор Исаакиевского собора.
Интересно, что одиннадцатитонный отвалившийся кусок к царь-колоколу тоже думали припаять. Но в XIX-м веке так и не придумали, какой технологией. А потом решили - и так сойдет.
В общем, царь-колокол никогда не звонил и вообще сроду не использовался по назначению. Зато стал таким вот туристическим символом Москвы.
Кстати, иногда некоторые товарищи думают, мол царь-колокол и царь-пушка как-то связаны. Но нет, между ними как минимум полтора века - исполинскую царь-пушку отлили еще в XVI-м столетии.