на выставке "ДЕТИ и ВЗРОСЛЫЕ"
Дмитрий Дмитриевич Жилинский (1928-2015) – выдающийся живописец, оставивший особенный след в истории русского искусства. При знакомстве с его творчеством бросается в глаза эксклюзивность его пластического языка и уникальность стилистики, отличающей его живопись от мейн-стрима в изобразительном искусстве России 50-80-х годов прошлого века. Он ориентировался на высокие образцы искусства мастеров эпохи Возрождения, на классические традиции. Его живопись наполнена символами, она романтична, лирична, исполнена наслаждением красотой мира, но одновременно это и философское раздумье о жизни и смерти, о любви и иных высоких ценностях.
Героями своих сюжетных картин Жилинский часто делал вполне реальных людей – членов своей семьи (на картине "Зима на юге" - автопортрет художника и портрет его матери), коллег-художников, и других представителей ближнего круга. Их образы в произведениях мастера были романтично-возвышенны, точны в передаче сложных психологических состояний.
Персонажи картины "Воскресный день" - это галерея образов близких мастеру людей и их детей. Одна из них, как определили сотрудники Третьяковской галереи, - Катя Федорова (по, видимому, дочь одного из друзей художника).
На картине Д. Жилинского "Девушка с лилией", экспонирующейся на выставке "Дети в Взрослые" в Музее Актуального Реализма, изображена юная девушка, очень похожая на Катю Федорову. Поскольку эти две работы разделяет большой промежуток времени, напрашивается вывод, что автор писал героиню с лилией не с натуры. Это скорее обобщенный, символический образ юности и красоты, который художник разрабатывал в течение всей жизни.
Обращает на себя внимание пейзаж, на фоне которого написана девочка. Это больше, чем просто красивое природное место с травой, деревьями и цветами, это образ райского сада. Если в раю небесном живет Бог, то в раю земном – прекрасных райских кущах - жили Адам и Ева до своего грехопадения. Эта девочка, чистая и безгрешная, - тоже пока находится в таком земном раю. Ее лицо - безмятежное, улыбающееся, юное, на нем еще нет никаких следов страданий и утрат. Невинность подчеркивает и белое платье: уже примерно 200 лет белый цвет считается символом чистоты, и не случайно платье невесты – именно белое.
Такой же очевидный и яркий символ – ветка белой лилии в руках у девушки. В христианской традиции лилия символизируют девственность и безгрешность, она считается цветком Девы Марии. Намек на Мадонну можно усмотреть и в том, что девушка изображена босой, без обуви. Мастера Ренессанса нередко именно так изображали Богородицу. Одна из самых красивых и знаменитых - Сикстинская мадонна Рафаэля – как раз босая…
На картине Жилинского девочка держит ветку лилии с двумя распустившимися цветками и двумя бутонами. Традиционно лилию в руке мадонны изображали с тремя цветками, которые означали Веру, Надежду и Милосердие. Возможно, четвертый, еще нераскрывшийся, бутон – это символ любви, которая у девушки, запечатленной мастером, еще впереди…
Нежный и чистый образ, созданный художником на исходе жизни, когда ему было уже более 80 лет, сливается с понятием красоты, которую он писал всю свою жизнь, и с его собственным поэтичным и одновременно философским строем раздумий о мире. Гармония с собой, с природой и со всем окружающим – тот идеал, к которому стремился автор и который он мастерски отразил в своем творчестве.
"Девочку с лилией" Дмитрия Жилинского можно увидеть на выставке в Музее Актуального Реализма до 14 июня 2023 г.