Найти тему
КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ

Советы эксперта: как не заикаться и не переживать во время публичных выступлений

Какой он, успешный оратор? Он говорит с аудиторией на одном языке и умеет ее мотивировать. Он уходит со сцены — и по нему уже начинают скучать. Рассказываем, как к этому прийти.

-2

Ксения Телешова, наставник по личностному росту и речи

Залог хорошего выступления — правильная подготовка

Чтобы не заикаться во время выступления и четко произносить слова, отрепетируйте речь минимум пять раз до выступления:

1. Проговорите текст, связывая основные блоки между собой;
2. Сделайте то же самое, но записывая репетицию на камеру. После посмотрите видео и отметьте себе плюсы и минусы;
3. Запишите видео еще раз, исправив недочеты;
4. Тренируйтесь на аудиторию. Соберите мини-группу, например, из знакомых и друзей и выступите перед ними с речью;
5. Прочтите снова пункт четыре и сделайте еще раз для закрепления результата.

После такой полноценной тренировки вы выйдете на сцену и будете чувствовать себя максимально уверенно.

Кроме того, залог красивой и правильной речи — это ежедневные занятия по голосу, дикции, интонированию. Возьмите себе за правило читать тексты вслух каждый день.

Упражнение для дикции

Возьмите зубами пробку из-под шампанского и читайте тексты вслух. Через некоторое время, когда вы привыкнете к этому упражнению, добавьте скороговорки. Тогда ваша дикция будет чистой, и в момент выступления не подведет вас.

Если вы вышли на сцену и начали волноваться, добавьте улыбку, жесты и многоударность. Выведите каждое слово в начале своего выступления. Вы успокоитесь, а у аудитории сложится впечатление, что перед ней опытный, уверенный в себе оратор.

Чтобы «зацепило»: каким должно быть выступление

1. В повествовании необходима логика.

Выпишите себе основные тезисы: главную мысль, три аргумента, иллюстрации, которые появятся во время выступления, и обязательно вывод.


2. Сокращаем до смысла.

Устная речь должна быть четкой, понятной и структурированной.

«Обязательно при подготовке я ставлю себя на позицию слушателя и пишу текст таким образом, чтобы удовлетворить запрос моей аудитории. Кроме того, огромное внимание я уделяю не только тексту, который я буду говорить, но и тому, как я буду это делать. Голос, интонации, паузы — все это я продумываю тщательно, заранее», – объясняет Ксения Телешова.


3. Подумайте над своим образом.

Еще физик Эдвард Морли сказал, что в коммуникации важны три вещи: кто говорит, как говорит и что говорит. Поразмышляйте о своих ценностях как эксперта, как лидера мнений. И, соответственно, чем чаще вы выступаете, чем больше у вас опыта, тем более уверенным вы будете при выступлении.

Также важно уделять внимание репетиции и настраивать голос. Тембр и темп речи влияют на эффект, который произведет ваше выступление. И, конечно же, текст. Он должен быть понятным и эффектным. Вы должны изначально закладывать пользу, давать интересные данные.

-3

Не сгореть на работе: как успешно справляться с большими нагрузками

Как лучше начать выступление?

Если вы не знаете, о чем говорить, то вот три простых совета.

1. Возьмите ручку и листочек, напишите три жизненных принципа, которые вам пригодятся для начала выступления. Например:
«Добрый день! Меня зовут Ксения Телешова, и мой жизненный принцип: чтобы иметь, нужно быть. И вот сегодня мы как раз будем говорить об успехе. Так кто же они, успешные люди, и что их отличает от всех остальных?»

Что я сделала? Я использовала свой жизненный принцип, привязала его к теме выступления и затем захватила внимание аудитории через вопросы, которые будут раскрыты в течении нашей беседы.

2. Если вы не знаете, с чего начинать, то прочтите самые актуальные новости, которые сейчас обсуждают все. Можете начать с них. Опять же, привязав тему выступления к повестке дня.

3. Используйте фразы-выручалочки. Например, наверняка вы слышали, как опытные ораторы начинают свою речь с таких слов как: «Когда я собирался к вам навстречу или пока я ехал на свое выступление». Так вот фраза «Когда я ехал к вам, то» — тоже является приемом захвата внимания. Ведь всем интересно, что происходит за кадром, что происходит в обычной жизни с человеком. Еще одна фраза из этой же серии: «Я вышел сейчас на сцену и почувствовал». Всем интересно, что вы чувствуете. Если вы испытываете волнение, скажите: «Знаете, сейчас я волнуюсь, но не от того, что не знаю тему выступления. А потому что я очень рад вас всех видеть. Давайте друг друга поприветствуем».

Закрепите

Обязательно в начале выступления вводите главную мысль, а в финале обязательно повторите ее и побудите людей к действию. Плохая идея говорить в конце: «Спасибо, аплодисменты, у меня на этом все» или отдавать бразды правления своей аудитории, говоря: «Я закончил, задайте свои вопросы». Обязательно, после того как люди задали вопросы, вам нужно подвести черту. А вывод мы делаем всегда следующим образом: повторяем главную мысль и побуждаем людей к действию. Делаем это ярко и таким образом вызываем аплодисменты у своей аудитории.

Наладить контакт со своей аудиторией

1. Снимите фокус внимания с себя и перенесите его на аудиторию. Смотрите, задавайте вопросы, делайте комплименты, уберите все, что создает барьер между вами и аудиторией. Если это офлайн-выступление, то никаких кафедр, никаких столов. Если есть возможность, спуститесь со сцены или подойдите к самому краю. Ни в коем случае, нельзя смотреть на табличку выход, когда вы общаетесь с людьми. Знаете, так учили в советское время ораторов: не смотрите в глаза, смотрите на табличку выход, но это не работает. Если вы хотите установить контакт, обязательно смотрите в глаза своей аудитории, опираясь вначале на тех, кто кивает и улыбается вам. А затем уже переводите взгляд на скептиков.

2. Изучите заранее среднестатистического слушателя. Кто он, чем увлекается, какое у него образование, семейное положение — и начните говорить на его языке. Приводя примеры, которые вдохновят данную категорию слушателей.

Из-за чего могут возникать недопонимания и барьеры? Первое, из-за того, что сам оратор не уверен и его неуверенность мгновенно считывается аудиторией. Второе, если оратор недостаточно подкован и не подготовился. Третье, аудитория может воспринимать вас в штыки, если вы агрессивны и нападаете. Иногда это защитная реакция, нужно об этом знать и ни в коем случае так не делать. Если вы открыты, хорошо владеете своей темой, умеете работать со своей аудиторией, то не будет никаких проблем с контактом и взаимопониманием.

3. Очень важно также знать психотипы людей, для того чтобы использовать приемы захвата внимания к каждой конкретной аудитории.

Например, в зале есть люди, которые воспринимают информацию зрительно, — визуалы. Есть те, для кого первичны ощущения или звук. В вашем выступлении должны быть паттерны для разных зрителей и слушателей, и тогда вы точно найдете к ним подход.

 📷
📷