Найти тему
Шамиль Ахмадуллин

Как ребенку работать с учебным текстом? Эффективный метод "Рыба"

У многих детей возникают проблемы при попытках выучить очередной параграф. Они начинают путаться, перескакивать с места на место, запоминают какие-то мелочи и упускают то, что действительно важно.

Сегодня делюсь с вами методом под названием “Рыба”, которым я сам пользовался в школе, а сейчас с удовольствием рекомендую своим ученикам.

1. Определить цель. Чаще всего речь идет о пересказе параграфа, подготовке к контрольной или поиске ответов на конкретно поставленные вопросы. Поэтому в первую очередь необходимо разобраться, что именно ученик должен сделать.

2. Прочитать вопросы в конце параграфа. Это нужно сделать еще до того, как ребенок будет читать параграф.

3. Ребенок отвечает на вопросы самостоятельно. Часто в качестве домашнего задания дают именно повторение того, что разбирали в классе. Пусть ребенок проверит, что у него осталось в памяти после урока. А если даже тема и новая — все равно нужно попробовать. Он мог что-то по ней слышать. Или сделать выводы, исходя из ранее изученного материала.

4. Ребенок ищет ответы на вопросы в учебнике. Опять же, не читая вдумчиво, а просматривая параграф, выделяя основное. Вопросы, как правило, охватывают весь материал параграфа, “за кадром” останутся только маловажные детали.

5. Ребенок заполняет “Рыбу”. Выглядит “Рыба” вот так.

-2

Ее можно перерисовать на тетрадный или альбомный лист и заполнить.

В “голове” указываем название темы. Дальше выписываем “на ребра” вопросы из конца параграфа и тезисы ответов — буквально 3-4 слова на каждый.

6. Ребенок пересказывает по схеме.

Плюсы схемы:

  • Есть четкая хронология. Вопросы удаляются от головы согласно нумерации.
  • На одной схеме — краткий разбор всего параграфа.
  • Экономия времени. После заполнения схемы достаточно один раз прочитать параграф. Все акценты будут расставлены правильно, ребенок разберет всю информацию.

Успехов вам и вашим детям!.