Начало моей статьи про фильмы ужасов:
Сам по себе жанр ужасов предполагает, что любой хоррор – это страшное кино по определению, но на самом деле это не так. Изначально к жанру относились действительно страшные фильмы (иначе бы мы сегодня не говорили о фильмах ужасов), но когда он устоялся, то к хоррорам стали относить картины по формальным признакам.
Если в кино маньяк охотится за подростками или зомби нападают на людей, то эти картины автоматом причисляют к фильмам ужасов, хотя отнюдь не обязательно, что при просмотре нам будет страшно.
К примеру, достаточно свежий «ужастик» Джорджо Ромеро «Земля мертвых» (2005) – это обычный фантастический боевик, хотя по формальным признакам (наличие зомби) его относят к хоррорам. Та же история с «Вампирами» Джона Карпентера или картиной «Другой мир» Лена Уайзмана.
На восприятие фильма также влияет время, которое прошло с момента его создания. В момент появления "Психо" – в 1960 году - взрослые зрители в кинотеатрах даже кричали от страха, когда героиню Джанет Ли убивал маньяк (на фото вверху).
У современного зрителя этот эпизод может вызвать лишь зевоту… Будь я врачом, то рекомендовал бы своим пациентам «Психо» для борьбы с бессонницей. Сходное воздействие вызывают и множество «фильмов ужасов» снятых до классической картины Хичкока.
Примерно та же история произошла с ранними фильмами про зомби, хотя они появились совсем недавно – в конце 60-х. Основателем жанра считается фильм "Ночь живых мертвецов" (1968) Джорджа Ромеро, хотя на самом деле первый фильм о зомби («Белый зомби») появился в далеком 1932 году.
В конце 60-х картина Ромеро воспринималась как фильм ужасов (особенно, если зрители смотрели фильм ночью в кинотеатре под открытым небом), но сейчас это в чистом виде драма о людях, которые попали в осаду в одиноко стоящем загородном доме. Ничего жуткого в нем нет. Также невозможно обнаружить какие-либо ужасы во многих других известных кинофильмах о зомби – например, в следующей картине Ромеро - "Рассвете мертвецов" (1978).
В «Рассвете» американская цивилизация рухнула под натиском зомби. Группа людей скрывается от мертвецов в пригородном торговом центре – в настоящем рае постапокалиптического мира, который, в конце концов, разрушают не зомби, а другие люди. Зомби в этом фильме милые, симпатичные и тихоходные, а кровь и кишки, которые видит зритель - откровенно бутафорские. Это не ужасы, а боевик с философским уклоном, который оказался крайне успешным в прокате: бюджет картины был около 1,5 млн, а сборы в США 55 млн долларов!
Восприятие зомби-фильмов изменилось во многом потому, что фильмов о мертвяках выпустили так много, что зритель к ним привык. Если вы встретите зомби в реальной жизни, то он напугает вас до смерти, но в кино зомбаки стали привычной деталью пейзажа. Зомби в кино, бредущие по городской улице, могут испугать только маленького ребенка.
Именно поэтому в последние годы режиссеры перешли к производству действительно страшных зомби – быстрых и агрессивных («28 дней спустя», «Мировая война Z»).
Сходная история произошла и с маньяками в слэшерах. С непривычки Майк Майерс или Джейсон кажутся жуткими созданиями, но со временем приедаются и они. Их губит предсказуемость. Мы знаем, что они будут резать мясо, и нам не страшно.
Но детей и подростков, которые не знакомы с хоррорами, эти монстры вполне способны напугать. Как и многочисленные убийцы из итальянских джалло и других «ужастиков» итальянского производства, корифеями которых являются Дарио Ардженто, Марио Бава и Лучо Фульчи.
Я посмотрел немало этих фильмов, но ни один из них даже близко не сравнится с «Серебряной пулей» или «Синистером». Это хорроры исключительно для подростковой аудитории – для тех юных зрителей, которые плохо знакомы с фильмами этого жанра. Для них сойдет и Фульчи.
Часто бывает, что из потенциально страшного фильма ужасы как таковые намеренно изгоняются. Так происходит, когда они скрещиваются с комедией. «Лейк-Плэсид» (1999) Стива Майнера рассказывает о нападениях на людей гигантского крокодила, но все происходящее сопровождается забавными диалогами главных героев, что убивает атмосферу страха, которая едва успевает сгуститься над зрителем. Герои шутками-прибаутками ее успешно разрушают, демонстрируя нам, что все это понарошку.
Когда юмора становится слишком много – как в третьей части «Зловещих мертвецов» (1992), «Живой мертвечине» (1992) или «Страшилах» (1996), то называть такое кино комедийными ужастиками неправильно. Смех убивает страх. Подобные фильмы следует относить к комедийным сказкам, фантастическим комедиям или пародиям.
И хороших картин среди них предостаточно: «Молодой Франкенштейн» (1974), «Живая мертвечина» (1992), «Зомби по имени Шон» (2004), «Планета страха» (2007), «Добро пожаловать в Zомбилэнд» (2009).
Король ужасов – американский режиссер Джон Карпентер
Почему именно ему я присвоил этот почетный титул? Этот человек не просто снял несколько классических фильмов ужасов, он был настоящим новатором, который расширил границы этого жанра и стал отцом нескольких кинофраншиз.
На счету Карпентера как режиссера «Хэллоуин» (1978), «Туман» (1980), «Нечто» (1982), «Кристина» (1983), «Князь тьмы» (1987), «В пасти безумия» (1994), «Деревня проклятых» (1995), «Вампиры» (1998), «Призраки Марса» (2001). Не все эти фильмы удались Карпентеру, но минимум 4 из них – классика жанра, а «Вампиры» - качественное кино на стыке боевика и хоррора.
Первый опыт Карпентера в жанре ужасов - «Хеллоуин» (1978) в итоге стал одним из самых известных хорроров. Это не первая картина о маньяке, который пустил подростков под нож, но она собрала в кинотеатрах так много денег, что фильмы, основанные на этой «гениальной идее», посыпались как из рога изобилия.
Именно после «Хеллоуина» в рамках жанра фильмов ужасов выделился популярный и сегодня поджанр слэшеров - картин, где маньяк рубит своих жертв в капусту.
«Хеллоуин» породил несколько продолжений, а также стал папой нескончаемого кино-сериала «Пятница 13-е», в котором была налажена бесперебойная поставка молодых жертв на бойню. Единственное принципиальное отличие этой кинофраншизы от «Хеллоуина» в том, что маньяк из «Пятницы» резал людей в более комфортных условиях загородного лагеря. Кругом лес, тишина, безлюдье, а до полиции далеко: режь – не хочу!
Не стоит также забывать, что именно Карпентер стал фактическим отцом терминатора, поскольку в фильме «Хеллоуин» маньяк в воде не тонет, в огне не горит, а колюще-режущие предметы для него как слону дробина.
Терминатор Шварценеггера прибыл из будущего, а маньяк Карпентера – из сумасшедшего дома, но если вдуматься, то разница невелика. Если какой-то здоровяк с тупой мордой скажет вам, что он из будущего, вы без труда догадаетесь, где это самое будущее находится…
Лучшим фильмом Карпентера в его биографии и самым жутким стал "Нечто" (1982). Эта картина является ремейком фильма «Нечто из иного мира» 1951 года, но если оригинальная картина совсем не страшная и сейчас воспринимается как неуклюжая киноподелка, то «Нечто» Карпентера – образцовый фильм ужасов. Настоящий шедевр.
В «Нечто» тревога охватывает зрителей буквально с первых кадров и до финальных титров Карпентер не даст нам расслабиться. За полтора часа тревога будет уступать место страху, ужасу, омерзению, но это все, что может предложить нам режиссер. А когда пойдут финальные титры, все эти ощущения сменятся сильным беспокойством за судьбу выживших, потому что никакого будущего у них не просматривается….
Все здорово в этой картине и пересматривать ее можно много раз, но в американском прокате этот фильм провалился, поскольку зрители в тот год предпочли инопланетный разум в образе милого «И.Ти» Стивена Спилберга.
Сходная судьба в прокате ждала и карпентеровский «В пасти безумия» - лучший лавкрафтоподобный фильм в истории мирового кино.
Удивительно, но когда Карпентер снимал настоящие шедевры, публика фыркала и проходила мимо. Публика – дура! – вот что я могу сказать по этому поводу.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: