Фантом и призрак — это синонимы? Ведь так? Но, оказывается, фантомный автор и писатель-призрак — это совсем не одно и то же. Что их связывает с литнегром, это уже второй вопрос. Сначала разберёмся с первым.
Фантомный автор
Если исходить из этимологии, то получается, что это как бы видимый, но не существующий в реальности писатель. Понятие «фантомный автор» пока не слишком известное и распространённое. Главным образом потому, что нет чёткого разграничения между псевдонимом, литературной маской и фантомным автором. Чаще всего так называют некую мистификацию, когда под одним именем, точнее, псевдонимом работают 2–3, а то и больше авторов. Самый яркий и известный пример фантомного автора — это Козьма Прутков. У него есть биография, свой характер и даже портрет. Под этим именем писали Алексей Константинович Толстой и братья Алексей и Владимир Жемчужниковы.
То есть это вымышленная личность, за которой скрываются реальные люди, так как речь обычно идёт не о псевдониме одного автора, а о коллективе писателей, пишущих под одним именем. Пожалуй, таким же фантомным автором можно назвать Генри Лайона Олди, под именем которого пишут Дмитрий Громов и Олег Ладыженский. И Макса Фрая в ту пору, когда это был псевдоним двух авторов Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина.
Известные подростковые детективы про девушку Нэнси Дрю писали даже несколько разных коллективов авторов в основном под псевдонимом Кэролин Кин.
Что такое фантомный автор, разобрались. Вот мы видим его имя на обложке, но это только фантом.
Писатель-призрак
Эта фигура в литературе совсем иного толка и очень похожа на литературного негра. То есть писатель-призрак пишет книгу, но на обложке стоит чужое имя вполне реального человека. Однако, это не литнегр. Такие призрачные писатели занимаются литературной обработкой материалов для людей, которые сами это сделать не могут по разным причинам, в том числе и в силу занятости, и в силу отсутствия литературных способностей. Кто заказывает работу призрачных писателей?
- Очевидцы каких-то важных событий, имеющие интересные документы о них. Но сами эти сведения в литературный вид привести не умеют или не могут. Они делают заметки или аудиозапись и вместе с печатной информацией передают профессиональному журналисту или писателю. Я знаю одного автора, который выполнял такую работу для пожилого ветерана войны. Его внуку очень хотелось издать книгу деда.
- Известные медийные личности, которые хотели бы увидеть на обложке своё имя, но самим написать либо времени, либо толку не хватает, либо просто лень. Издательства тоже охотно издают книги актёров, певцов, политиков и других подобных персон. Известное имя на обложке уже продаёт себя.
- Инфобизнесмены и коучи, то есть ведущие курсов, развивающих тренингов и т. д., которые тоже хотели бы издать книгу, чтобы продвинуть свой курс, но занимаются совсем другим. Они предоставляют профессионалу записи своих лекций, а тот превращает их в книгу. Такой работой занималась как-то я. Это были книги по женской психологии.
Ничего предосудительного в этом я не вижу. Идея книги и материалы полностью авторские. А работа призрака, как правило, неплохо оплачивается. Копирайтеры тоже не слишком страдают, если под их статьями на сайте появляется чужое имя. А кто страдает, тот этим просто не занимается. Как правило, такие заказные книги носят единичный характер.
Литературные негры
А вот это совсем другое. Причем роль литнегров в современном литературном мире сильно преувеличена. Литературный негр — это человек, который пишет книгу или часть книги за издающегося писателя. Например, достоверно известно, что были литературные негры у А. Дюма. В настоящее время мифы о литнеграх часто распространяют в отношении много и успешно издающихся писателях. Почему мифы? Потому что единственным основанием считать, что на вот этого писателя работают литнегры, является факт большого количества написанных им книг.
Насчёт «много» я уже писала, и неоднократно. Написать книгу за 3 месяца вполне можно и без особой перегрузки. Для современного профессионального писателя 3 книги в год — это норма. Если, конечно, книгу именно писать, а не бо́льшую часть времени мечтать о том, как вы когда-нибудь начнёте её писать. Расчёты времени тут выкладывать не буду, кто хочет, может посмотреть в другой статье. Если коротко: чтобы написать книгу за 4 месяца, нужно, работая 5 дней в неделю, каждый день писать по 5 тыс. знаков. Это 1,5 странички вордовского текста. Много? Вот эта статья, которую я написала за 1 час, содержит 5, 6 тыс. знаков. Я картинки подбирала дольше.
Но не это главный аргумент против массового распространения труда литнегров. Много пишут, как правило, те авторы, кто «зарабатывает с пера», живёт на гонорары и продажу электронных версий книг. Таких сейчас немало. Зачем им отдавать деньги кому-то? А труд литнегров не может стоить дёшево, никто не будет выполнять эту работу за копейки. То есть платить литературному негру придётся из своего кармана, да ещё потом вычитывать его текст, чтобы не сесть в лужу из-за провалившейся книги. А миллионные гонорары издательства не платят даже топовым авторам.
Поэтому труд литнегров невыгоден самим писателям. Хотя такие случаи бывают, когда писатель что-то делегирует другому человеку. Но это редкое явление, и массового характера не имеет. Обычно такое встречается у супружеских пар, когда пишут оба, но на обложке только одно имя. Это своеобразный маркетинговый ход. Фантастический боевик, написанный в соавторстве мужчины и женщины, будет продаваться хуже, чем с одной мужской фамилией на обложке. Это же можно сказать и о романтической прозе, только там предпочтительнее женское имя.
Да и не станет известный писатель, имеющий свой стиль и своих читателей, доверять книгу, где будет стоять его имя, чужому человеку. Я бы не стала. Мало ли что и как он может написать, а худая слава пойдет о том, чьё имя указано на обложке. Вот здесь на канале много пишущих людей. Вы бы согласились, чтобы на обложке чужой книги стояла ваша фамилия и все тапки летели бы в вас? Да и похвала вызовет, скорее, ревность и обиду, чем удовольствие. А ведь за это еще и заплатить надо.