Неподалёку от столицы Таджикистана (всего лишь в 68 километрах на юго-восток) находится город Нурек. Он знаменит своей самой высокой в мире плотиной (300 метров, до 2014 года, но среди каменно-набросных по прежнему), самой мощной ГЭС в Средней Азии.
Пожалуй, не было издания, связанного с описанием Советского Союза, где не упоминалась бы Нурекская ГЭС. И в самом деле, строительство велось силами всего СССР, несмотря на значительные трудности. Тогда это было, как сейчас говорят «в стриме» и величалось всесоюзной социалистической стройкой.
Поскольку начало строительства я не помню по объективным причинам (ещё не появился на свет). А вот примерно с пятилетнего возраста моя память кое-что сохранила. Папа часто брал меня с собой, а поскольку его работа (фотокорреспондента республиканской прессы) предполагала поездки по разным точкам стройки, то мне доводилось видеть разное. Такая вот прелюдия.
Прошли годы, остались на городском кладбище Нурека мои родители — и в 2021 году довелось мне приехать в Нурек. Через хорошего знакомого моего отца поступило предложение посетить плотину Нурекской ГЭС и разные объекты неподалёку. Кто же откажется от такого заманчивого предложения? В результате второго мая 2021 года мы были готовы к поездке.
Проведу небольшой экскурс в историю тех времён.
Для строительства столь большой плотины требовалось перемещать огромное количество инертных материалов, то есть камней и скальной породы. Изначально для этого стали применять карьерные самосвалы МАЗ-525 или «четвертаки» по простому. В конце 60-х готов был начат выпуск самосвалов БелАЗ-540, которые смогли обеспечить необходимую производительность труда. Других вариантов доставки инертных материалов не было (попытки создания конвейерной линии оказались неудачными) и в результате вся тяжесть доставки грузов досталась автомобилистам.
В день выезжало порядка 100 машин на линию (иногда больше), работы по отсыпке плотины велись без перерыва — зрелище сильно впечатляло. И продолжалось всё это примерно до 1979 года. Позднее автомобили из Нурека переведут на строительство Рогунской ГЭС (она распложена выше по течению Вахша), при этом некоторое количество БелАЗ-540А оставалось в Нуреке, примерно с десяток автомобилей. Базировалась техника в БТМ (базе тяжёлых машин), позже переименованной в АТПО.
Приехав на территорию бывшей БТМ, я оказался несколько обескуражен. В принципе не сильно там всё изменилось — сами строения всё те же.
А вот автомобилей и другой техники на площадках практически не было. Оставался один полуразобранный БелАЗ-540А (позже и его разобрали), а также несколько автомобилей в таком же состоянии. Теперь данная территория предполагает застройку в новом качестве.
Продолжение поездки шло по так называемой промзоне. Из прежних промышленных участков сохранились не все, поскольку они были ориентированы на сборку и наладку оборудования для Нурекской ГЭС и планировалось на их основе начать работать в том же направлении для Рогунской ГЭС. Но в связи с неопределённостью судьбы данного проекта в 90-е годы деятельность многих организаций оказалась остановленной. Сейчас продолжают работать «ЭМЗ» (экспериментальный механический завод), «ГМ» (гидромонтаж), СГЭМ (спецгидроэлектромонтаж).
Проехав основную территорию промзоны, остановились перед КПП, который охраняет местная национальная гвардия. Изначально, пока велась отсыпка плотины, въезд на территорию был абсолютно свободный. Обычно садились в в легковую машину — и вперёд, только успевай уворачиваться от огромных «БелАЗов». После 1983 года ситуация изменилась, была введена система пропусков и выставлены посты охраны. В качестве постовых были милиционеры, по тем временам необычно вооружённые — с автоматами Калашникова. Для проезда посетителей на охраняемую территорию требовался пропуск, который выдавали в местном отделе КГБ. Во время активных боевых действий осенью 1992 года территория Нурекской ГЭС была взята под охрану подразделениями 201-й МСД МО РФ, а в 1993-м охрану передали местным силам.
Поскольку наш сопровождающий, по имени Сухроб (огромное спасибо ему!), говорил о своих больших возможностях — мы не очень волновались. И в самом деле, после непродолжительных переговоров с начальником караула и звонка нужным людям — шлагбаум открыли. «Хуш омадед!» или «Добро пожаловать!», как говорится.
Приходилось в конце 80-х по этим тоннелям ездить на велосипеде. Темень, вода с потолка сочится, разбитый местами асфальт — в общем, то ещё развлечение.
И вновь небольшой исторический экскурс. Для строительства плотины было выбрано Пулисангинское ущелье. Название «Пулисангин»» означает в переводе с таджикского — «Каменный мост». Здесь, в каменном мешке, река Вахш всегда текла в очень узком русле и над поверхностью воды с давних пор был возведён мост, по которому проходила часть Великого шёлкового пути. Согласно историческим данным, через этот мост в своё время проезжал путешественник Марко Поло, а также различные купцы и дипломаты, следовавшие из Китая в Европу и обратно. В двадцатом веке из числа знатных гостей через Пулисангин проезжал последний эмир Бухары Сеид Алим-Хан, а также известный предводитель басмачей Ибрагимбек. С курбаши Ибрагимбеком всегда была связана такая легенда. Когда в начале 30-х отряды красноармейцев прижали изрядно поредевшее войско басмачей к берегам Вахша — их предводитель не стал ждать развития событий и решил идти на прорыв. Мост был заранее разрушен, но для Ибрагимбека это не было препятствием. Он с малых лет превосходно ездил на коне, поэтому на своём скакуне лихо перепрыгнул через остатки моста, потеряв при этом свой хурджин (мешок такой) с частью золотого запаса. Уйти лихому всаднику далеко не удалось — чуть позже его настигли, судили и приговорили к высшей мере наказания. А вот золото бека многие позже пытались найти — но без особых результатов.
Хрестоматийный вид на здание Нурекской ГЭС открывается со смотровой площадки. Отсюда прекрасно видно здание ГЭС — белое пятиэтажное здание, которое на самом деле включает в себя восемь этажей, из них три под землёй. Правее здания ГЭС хорошо видны трансформаторы, расположенные ближе к урезу воды, а также крыша машинного зала (над ней козловые краны жёлтые).
Мы не поехали в здание ГЭС, поскольку не хотелось отвлекать людей от их важной и нужной работы. Кроме того, для прохода через машинный зал станции требуется сопровождающий.
Интерьер машинного зала не сильно менялся долгие годы, разве что появились другие плакаты на стенах и закрасили надписи на корпусах гидроагрегатов.
Седьмой агрегат, помнится, был посвящён дню Конституции СССР, девятый был подарком ко дню рождения Л.И Брежнева. Сейчас ведётся реконструкция агрегатов и они кардинально поменяют свой внешний вид.
А сколько радости было от посещения этого здания в детстве — там находился бесплатный автомат с газировкой (правда без сиропа) и настоящий лифт. Тогда в городе не было девятиэтажек (первую построят в 1982-м), соответственно и лифтов тоже. Вот я и катался при возможности, когда на ГЭС попадал, вместо ходьбы по лестницам. Взрослые относились с пониманием, я в свою очередь не сильно наглел. А как мне в детском саду завидовали…
Строительство Нурекской ГЭС было начато в 1961-м, когда прибыли первые рабочие и стали возводиться вспомогательные подразделения. 26 марта 1966 года мощный взрыв обеспечил перекрытие русла Вахша и воды реки теперь пошли через отводной тоннель. Одновременно стали возводить комплекс здания ГЭС и увеличивать высоту плотины. Усилия не прошли даром, и 16 ноября 1972 года гидроагрегат № 1 начал вырабатывать электроэнергию. При этом приходилось преодолевать массу трудностей. Непросто давалось бурение скальной породы для обустройства водоводов — в результате было пройдено 38 километров подземных выработок. Приходилось учитывать и повышенную сейсмичность в месте строительства. Без преувеличения можно сказать, что Нурек строила вся страна — в работе было задействовано около 300 предприятий Советского Союза. Тогда же зародилось движение «Рабочая эстафета», которое позволило устранить все шероховатости при работе смежных организаций. Строительсво шло с опережающими темпами, и в сентябре 1979 года — основной объём работ на станции был завершён, все девять агрегатов подключены к сети.
Неподалёку от портала первого транспортного тоннеля установлен памятник одному из символов этой грандиозной стройки — самосвалу БелАЗ-540А. Установлен памятник был примерно в середине 80-х, во всяком случае в 1988-м он был на постаменте.
Наличие транспортных тоннелей обеспечивало непрерывный поток транспорта, который позволял выполнять отсыпку плотины практически без остановок. В зависимости от вырабатываемого карьера движение велось по часовой стрелке или наоборот. Для избежания создания аварийных ситуаций встречные потоки не пересекались.
Проект плотины Нурекской ГЭС изначально предполагал широкое применение местных материалов. К тому же высокая сейсмичность района не позволяли строить данное сооружение полностью из бетона. Использование скальной породы обеспечивало необходимое демпфирование, а для предотвращения фильтрации воды через тело плотины, выполнялась укатывание и утрамбовывание породы с помощью специализированной техники. В качестве источника материалов для строительства были карьеры, общее число которых составляло двадцать пять. До сих пор в топонимике Нурека присутствуют карьеры. Самый знаменитый из них — девятый карьер, после затопления которого образовался искусственный водоём. Его длина 1300 метров; ширина 600 метров; глубина 30 метров.
На фото хорошо видно водную поверхность затопленного карьера № 9. Сейчас его берега застроены коттеджами, там организованы зоны отдыха, фото 2015 года.
Со смотровой площадки открываются прекрасные виды на город Нурек и окрестности. Нам не повезло немного — на горах висела мгла, которая носит название «афганец». Данная пыльная буря зарождается на территории Афганистана и благодаря ветрам распростроняется по таджикской территории. Иногда из-за «афганца» даже окрестные горы толком не видно.
Рассказ о Нурекской ГЭС был бы неполным без описания работы катастрофического водосброса. Поскольку агрегаты ГЭС не всегда способны работать на полную мощность — излишки воды приходится отводить мимо водоводов. Данный принцип сильно напоминает обычную ванну с устройством слива-перелива. Поскольку мы приехали в начале мая, увидеть работу водосброса не вышло — паводок достигает своего пика в июне. В связи с этим для примера взял фото 2016 года.
После перекрытия русла реки Вахш вода отводилась по тоннелю № 1 (первый слева на фото). Позже, по мере строительства плотины был пробурен отводной тоннель № 2. Сейчас они наглухо замурованы, а порталы сохранены для памяти. Третий и четвёртый тоннели образуют катастрофический водосброс Нурекской ГЭС. Тоннель № 3 — с поверхностным водозабором (КВСПВ), тоннель № 4 — с глубинным водозабором (КВСГВ).
Открытие тоннелей катастрофического водосброса приводило к ощутимому понижению температуры окружающего воздуха. Это чувствовалось, когда приходилось подойти поближе к быстротоку — там становилось довольно прохладно, невзирая на летнюю жару. Жители домов близлежащего микрорайона «Электрон» и посёлка Лангар были вынуждены по ночам укрываться шерстяными одеялами — такой получался «кондиционер».
В былые времена постоянно работал тоннель с глубинным водозабором, а сейчас всё чаще можно видеть работу обоих тоннелей. Делается это с целью снижения заиливания водохранилища, поскрольку данная проблема даёт о себе знать с начала 2000-х.
Наша экскурсия подошла к своему завершению, и мы приехали на нижнюю смотровую площадку. Вокруг благоухали розы, которые здесь выращивают в больших количествах.
Хорошо видна остроконечная вершина горы Нор (в переводе «Свет») и гора Сандук (всего лишь «Сундук») между которыми и построена эта уникальная плотина.