Такое событие как Первая мировая война (1914-1918) не могло остаться без внимания художников того времени. Живописцы всех государств - участников конфликта, зараженные победоносными настроениями и пропагандой, исполненные желанием запечатлеть подвиги своих соотечественников, отправлялись на фронт.
Зачастую цветные картины, написанные непосредственными свидетелями военных действий, смотрятся более эмоциональными и правдоподобными, чем черно-белые фотографии военных корреспондентов и кадры кинохроники.
Ниже рассказ о художнике, картины которого не только вызывают эмоции, но и служат историческими документами о Великой Войне.
Гарольд Септимус Пауэр (1877-1951)
Он родился в Новой Зеландии, но еще в детстве с семьей переехал в Австралию, где и началась его карьера художника-иллюстратора. В начале XX века Пауэр оказался в Европе. Учился в Париже, а потом осел в Лондоне, завоевал определенную популярность. Английские аристократы охотно заказывали у него картины лошадей и сцены охоты.
Война застала его в Лондоне. Три года он только следил за тем, что происходит на фронтах. За это время Пауэр написал несколько картин, посвященных участию австралийских и новозеландских войск в войне в составе сил Британской империи.
Самая известная из них «Враг в поле зрения» (1916 г.).
Здесь Пауэр изобразил разведчиков австралийской легкой кавалерии в Галлиполийской кампании, длившейся почти год с 1915 по 1916. Тогда с целью вывода из войны Османской империи англо-французские войска высадили почти 100-тысячный десант на европейской части современной Турции и пытались взять Стамбул. Операция в итоге закончилась страшными потерями с обеих сторон и эвакуацией союзников.
Австралийская легкая кавалерия, несмотря на название и наличие лошадей, использовалась как … пехота. Лошади предназначались для быстрой переброски сил, на вооружении были не сабли, а карабины.
Картины первых лет войны художник писал, основываясь на собственном воображении. А в 1917 году ему представился шанс стать очевидцем и непосредственным участником событий.
На фронте
Австралийское правительство объявило добровольный набор официальных батальных живописцев, которые находясь непосредственно в воинских частях, запечатлеют опыт и героев войны. Пауэр незамедлительно подал прошение о зачислении.
С сентября по декабрь он провел в составе австралийских экспедиционных сил на Западном фронте. А в августе 1918 снова оказался во Франции, где оставался до конца войны.
Походные условия и военные действия, конечно же, не позволяли создавать станковые монументальные работы. По контракту официальные австралийские военные художники должны были делать зарисовки и этюды, а картины уже рисовали в тылу.
Когда в 1920 г. Пауэр вернулся в Австралию, правительство предложило ему переработать некоторые наброски в полноценные картины и нарисовать совершенно новые.
В том числе об участии австралийских войск в операциях на Ближнем Востоке, свидетелем которых художник быть не мог.
Картина «Верблюжий корпус в Битве при Магдхабе» (1925 г.)
Пауэр запечатлел одно из самых необычных формирований Первой мировой войны – Имперский кавалерийский верблюжий корпус. Англичане уже имели опыт использования верблюдов в военных действиях, в Сомали и Индии, а в 1916 году создали подразделение для пустынных районов Ближнего Востока.
Друзья! «CLIO: СОВСЕМ ДРУГАЯ ИСТОРИЯ» - новый канал, посвященный малоизвестным событиям отечественной и мировой истории. Здесь будет много интересных публикаций. Так что ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы увидеть новые материалы!
Корпус состоял из четырех эскадронов – английского, австралийского, новозеландского и индийского. 23 декабря 1916 года, части австралийской легкой кавалерии и верблюжий корпус атаковали гарнизон Османской империи в местечке Магдхаба на Синайском полуострове.
Это не было какой-то великой битвой, обычная локальная стычка, которая закончилась убедительной победой союзников.