17 апреля 2000 года не стало последнего из советского творческого коллектива художников Кукрыниксы (не путать с одноимённой рок-группой, которая, собственно, просто прикарманила это звучное название). Словечко было составлено из имён Михаила Куприянова (1903—1991), Порфирия Крылова (1902—1990) и Николая Соколова (1903—2000). Последний из мастеров и негласный лидер группы Николай Соколов прожил долгие 97 лет и ему выпала, пожалуй, невесёлая судьба наблюдать на склоне лет крушение своей страны и строя, который художники всю жизнь защищали своим пером.
Больше всего Кукрыниксы, конечно, прославились карикатурами. А из картин им лучше всего, по-моему, удавались те, где они изображали скорый конец тех или иных врагов.
Кукрыниксы. Конец. Последние часы в ставке Гитлера. 1947
Из воспоминаний Николая Соколова: «В мае 1945 года прилетаем в Берлин. Первое, что необходимо для работы над задуманным полотном, — скорее попасть в бункер. Узнав, что он находится глубоко под землей, под зданием рейхсканцелярии, и получив разрешение и сопровождающего, идём туда. С трудом карабкаясь по обломкам бывшей лестницы, спускаемся марш за маршем вниз. Когда-то туда ходил лифт. Он сломан. Добравшись до четвёртого этажа, натыкаемся на массивную стальную дверь с особыми запорами. Она открыта. Мы в бункере... Низкое сырое помещение захламлено обломками мебели и рам от картин, осколками разбитых бутылок, кусками штукатурки. На полу масса мокрых бумаг.
Неприятно пахнет какими-то лекарствами. Трудно дышать... Начинаем быстро работать... «Ку» (Куприянов) и «Кры» (Крылов) рисовали и писали общий вид бункера. Я сделал зарисовку толстенной двери. Представили, как тут «завоеватели» ждали своего конца».
Потом работа продолжилась в Москве. «В мастерской мы попытались воссоздать подобие бункера. Это стальная дверь, серые стены с криво висящими картинами, стол, кресла и прочее. Наладили боковое освещение, дававшее тени. Но основным был всё же центральный персонаж. Где взять человека, похожего на германского рейхсканцлера? Без натуры труднее писать. Это не карикатура.
И однажды в метро мы обратили внимание на пассажира, чем-то смахивающего на Адольфа, с такими же усиками. Он не был его копией, но мог бы пригодиться в работе. Познакомились, сказав, кто мы. Хотим, мол, сделать с него портрет. Для чего, сразу нельзя было сказать — отпугнёшь. Обещали заплатить. Согласился.
Пришли с «фюрером» в мастерскую. Осматривая её, «натура» вдруг задаёт вопрос:
— А кого вы с меня хотите нарисовать?
Обманывать нельзя. Признаёмся кого, но что он не похож на «него», а нужен «для цвета». И только.
— Что? Нет! Никаких денег не надо. Всего хорошего!
И ушёл. Растерянные, мы сидели молча... Что же делать? Выход один: «для цвета» позировать самим — друг другу. А сходство черпать из тех фотографий Гитлера, какими пользовались для карикатур всю войну. Я дома рисовал себя, глядя в зеркало, наклеив усики и делав прическу «а-ля Гитлер». Особенно стараюсь на своём лице изобразить ужас, выратащив глаза и закинув назад голову. Рисунок «Кукрам» понравился. И я уже в мастерской в таком виде стал позировать им. Куприянов очень подошёл к двум генералам, особенно в мундире, взятом напрокат в Министерстве обороны, а Крылов изображал подвыпившего дремлющего эсэсовца на диване. Так и пришлось самим сыграть всю картину... Работали над картиной много и долго. Меняли позы персонажей, выражения лиц, воодушевлялись найденным, расстраивались при неудаче. И наконец картина окончена. Назвали коротко — "Конец"». Художники говорили: «Нам хотелось дать почувствовать, что в нашей картине незримо существует положительное начало, хотя оно и не изображено».
Картина произвела большое впечатление на современников. Когда она экспонировалась в Англии, то президент Королевской Академии искусств поцеловал за неё одному из художников руку (хоть тот и пытался уклониться от подобной чести). Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб говорил: «Картину «Конец» следует поднять в космос, чтобы весь мир видел, что будет с теми, кто попытается напасть на нашу страну».
Любопытно, что все три художника во время войны носили звание майоров. Но перед тем, как они отправились в Нюрнберг, им сказали, что в Германии с ними, майорами, не станут особенно считаться, и тут же выдали шинели с погонами полковников и документы о присвоении внеочередных званий.
Кукрыниксы в форме полковников Красной Армии с М.Е. Катуковым
Кукрыниксы. Залп «Авроры». Зимний дворец. 1961-1962
Кукрыниксы. «Таня». 1942-1947
Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода. 1944
Кукрыниксы. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии. 1945—1946
Кукрыниксы. Обвинение. 1967
Павел Корин (1892—1967). Портрет художников Кукрыниксов. 1957. (Слева направо — Крылов, Соколов, Куприянов)
Из воспоминаний Николая Соколова: «Эта фотография публикуется мной впервые. Снята она моим ближайшим другом Михаилом Куприяновым во время поездки во Францию. На ней изображена часть мастерской знаменитого французского художника Поля Сезанна в пригороде Экс-Прованс. На её фоне стоит Поль Сезанн... Нет, это его изображаю я — Николай Соколов, сделав себе из ваты бородку, усы и брови а-ля Поль Сезанн. После этой шутки друзья прозвали меня Коль Сезанн. Глядя на эту фотографию, я вспоминаю ту радость и волнение, с каким мы посетили мастерскую Великого художника. Все мы испытали тогда чувство, будто пришли в гости к живому художнику».
UPD от 21.07.2020. Ещё пара рисунков художников, ничуть не утративших в наше время актуальности. Возможно, это объясняется тем, что рисунки иллюстрировали слова В.И. Ленина.
Кукрыниксы. Плакат. 1970 год. "Ленин говорит. ...Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания"
Кукрыниксы. Плакат. 1970 год. "Ленин говорит. ...Вся история капитала есть история насилий и грабежа, крови и грязи. На каждом долларе — ком грязи от "доходных" военных поставок, обогащавших в каждой стране богачей и разорявших бедняков"
Некоторые карикатуры Кукрыниксов. Старый, но вновь актуальный рисунок «Кто и кого выбирал в Государственную думу» (1937):
Карикатура к речи Сталина, изображающая Николая II и Гитлера как соратников. «Братья по крови». Ноябрь 1941
Карикатура в защиту памяти Авраама Линкольна
Плакат военных лет со стихами Самуила Маршака
Муссолини. Рисунок Кукрыниксов. 1965
Проект памятника Муссолини. Рисунок Кукрыниксов. 1943
Муссолини. Рисунок Кукрыниксов. 1943