Законом РСФСР «О Конституционном суде» 12 июля 1991 года был создан Конституционный суд РСФСР, а 30 октября 1991 года был избран его состав, так что можно сказать, что собственно свою работу Конституционный суд РСФСР начал именно с 30 октября 1991 года.
Вообще говоря, тогдашний Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, проповедуя теорию полного разделения всех ветвей властей власти, по крайней мере публично выступал именно за создание конституционного суда, судебные акты которого: заключения, постановления и определения не могли бы быть отклонены никаким представительным органом власти (в СССР в это время работал Комитет конституционного надзора СССР, акты которого могли быть отклонены двумя третями Съезда народных депутатов СССР). Насколько он глубоко понимал вообще теорию государства и права мне сказать трудно, но, если судить по его действиям, то опирался он, в основном, не на собственные знания, а на интуиции и многоразличные подсказки собственного окружения.
В это же время по всему СССР шли дискуссии о силовых органах: следует ли разделять, например, разведку и контрразведку (насколько я понимаю, в этот период руководствовались опытом США, где действительно разведывательные органы, и органы контрразведки, и внутренней безопасности разделены), следом шли разговоры о разделении и МВД, скажем, на общефедеративное министерство и милицию общественного порядка в субъектах РСФСР.
Вообще говоря, смысл дробления этих служб состоял исключительно в ослаблении их влияния как во внешнем (это было существенным для иностранных субъектов), так и для внутренних контуров. В известном смысле во внутреннем контуре это имеет смысл, так как слишком большая консолидация подобных органов, осуществляющих непубличную и притом силовую власть, действительно угрожает правам граждан. Однако с другой стороны такое дробление существенно снижает эффективность их работы, а также повышает вероятность конфликтов между ведомствами как в оперативном, так и в политическом смысле.
А внутри в РСФСР к этому времени уже началось развёртывание огромной криминальной сети самого разного пошиба. Кроме того, Б.Н. Ельцин стремился к упрочению собственной власти. В силу этого он подписал следующий Указ:
Нужно при этом иметь в виду, что АФБ РСФСР фактически оказалась правопреемницей ЦСР СССР, который просуществовал совсем немного, а фактически — ПГУ КГБ СССР, Межреспубликанская служба безопасности была прямым функциональным правопреемником КГБ СССР.
Но к этому моменту, то есть чуть ли не с самого начала, уже наметилось противостояние между Президентом РСФСР и депутатами Верховного Совета РСФСР, который принял Постановление Верховного Совета РСФСР от 26.12.1991 № 3006-1 Об Указе Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», а затем группа депутатов обратилась в уже организованный тогда Конституционный суд РСФСР, фактически ставя вопрос о высказывании позиции уже судебной власти по поводу президентского указа. Напомню, что именно Б. Н. Ельцин неоднократно выступал с политической критикой положения, когда заключения Комитета конституционного надзора СССР могли оказаться отменёнными представительным органом власти. Следует, однако, признать, что если политическим тактиком, а точнее аппаратным игроком Б.Н. Ельцин был неплохим, то ни серьёзным юристом, ни стратегом он не был, да и в людях в своём окружении разбирался, скорее, по наитию.
И оказалось так, что первым же судебным актом, которым занялся Конституционный суд РСФСР, оказался именно Указ Президента РСФСР о создании огромного и единого министерства МБВД.
И первым постановлением Конституционный Суд РСФСР принял вот это:
Ну, о логике этого Постановления и его обоснованности можете судить сами. Можете сами сделать вывод насколько это постановление юридическое, а насколько является политическим. О себе скажу, что я высказался по поводу Указа тогда только однажды в разговоре с одним своим коллегой, который несколько старше меня и отнёсся к действиям Б.Н. Ельцина весьма пессимистично. Я тогда, не входя в его детальные оценки заметил, что абсолютно уверен — он будет отменён. Правда, я тогда исходил именно из политических соображений и оценки обстановки в России в целом.
Интересно, между прочим, помнит ли он наш тот разговор?
К слову сказать, что когда чуть ли не на следующий день после оглашения постановления представитель Президента РСФСР — С.М. Шахрай высказал публично ту точку зрения, что Постановление Конституционного Суда ещё-де обсуждаемо, как раз Б.Н. Ельцин его довольно резко одёрнул, публично заявив, что поскольку так решил Конституционный Суд РСФСР, то он этот Указ отменит... «хотя бы для примера молодым».