Автор: О. В. Крикленко
На этапе завершения дошкольного образования дети должны уметь пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.
Формирование у детей словаря очень важно для их речевого развития. Дошкольники понимают значение многих слов, однако их употребление в речи часто вызывает затруднения. Бедность словаря проявляется в том, что ребенок не знает многих слов: названий овощей, цветов, птиц, животных, профессий, частей предметов. Большие трудности вызывает классификация предметов: дети с трудом обобщают, не выделяют лишний предмет, обозначенный другим, неподходящим словом.
У детей встречаются замены слов, схожих по своему значению. Так, среди предметов преобладают замены слов путем объединения их в одно видовое понятие: «лось – олень», «диван – кресло», «майка – футболка», «паровоз – поезд» и т.п.
Словарь дошкольника формируется в процессе познания окружающей действительности. Это происходит в процессе разных видов практической деятельности, доступных детям: игровой, экспериментальной, трудовой, творческой и т.д. Известный афоризм Конфуция «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» и наличие стойкого характера нарушений в формировании предметного словаря детей натолкнули меня на идею создания такого методического пособия, которое бы помогло в решении данной проблемы у детей в их практической деятельности. Такой деятельностью стала изобразительная деятельность.
Одно из любимых занятий многих детей – раскрашивание картинок. Раскрашивать любят даже те дети, которым непросто дается рисование. В ходе раскрашивания ребенок пополняет свои знания о форме и цвете объекта. При этом развивается мелкая моторика и кисть руки, что напрямую связано с развитием речи дошкольника, а также с успешным освоением навыка письма. Раскрашивание развивает усидчивость, наблюдательность, самостоятельность и внимание. Раскраски — путь в мир изобразительного искусства и творчества. Они помогают развивать у детей художественный вкус.
В 2023 г. в издательстве «Детство-Пресс» вышло пособие «Умный карандаш», состоящее из серии трех логопедических раскрасок, которые способствуют развитию у детей не только словаря, но и зрительного восприятия, и понятийного мышления. Пособие предназначено для детей от 4 до 7 лет.
В первой логораскраске собраны изображения тех предметов, названия которых дети часто путают и называют неправильно. Перед каждым раскрашиванием ребенку предлагается назвать нарисованные цветные картинки, внимательно рассмотреть их и рассказать, чем они различаются. После этого ребенку предстоит дорисовать черно-белые картинки недостающими деталями и раскрасить их. Другое задание – раскрасить только один соответствующий предмет или несколько из ряда похожих.
Вторая логораскраска посвящена обобщающим понятиям. В ней собраны рисунки предметов по разным лексическим темам, которые чаще всего вызывают у детей затруднения. Перед каждым раскрашиванием ребенку предлагается назвать предметы на заданную тему или объединенные общим видовым признаком. После этого ему предстоит раскрасить только эти картинки и оставить нераскрашенными лишние предметы, не относящиеся к названной теме или видовой группе.
Третья логораскраска поможет активизировать у детей словарь, связанный с названиями разных частей предметов. Перед каждым раскрашиванием ребенку предлагается назвать изображенный предмет и его части, показать их на цветном образце. Предметы следуют по мере увеличения количества раскрашиваемых деталей (от двух до шести). Сначала ребенку нужно раскрасить по очереди по одной заданной части у каждого предмета (эти предметы находятся справа). После этого он переходит к раскрашиванию всего предмета полностью (он находится под цветным образцом).