Найти в Дзене

О. В. Крикленко Логораскраски «Умный карандаш»

Автор: О. В. Крикленко

На этапе завершения дошкольного образования дети должны уметь пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

Формирование у детей словаря очень важно для их речевого развития. Дошкольники понимают значение многих слов, однако их употребление в речи часто вызывает затруднения. Бедность словаря проявляется в том, что ребенок не знает многих слов: названий овощей, цветов, птиц, животных, профессий, частей предметов. Большие трудности вызывает классификация предметов: дети с трудом обобщают, не выделяют лишний предмет, обозначенный другим, неподходящим словом.

У детей встречаются замены слов, схожих по своему значению. Так, среди предметов преобладают замены слов путем объединения их в одно видовое понятие: «лось – олень», «диван – кресло», «майка – футболка», «паровоз – поезд» и т.п.

Словарь дошкольника формируется в процессе познания окружающей действительности. Это происходит в процессе разных видов практической деятельности, доступных детям: игровой, экспериментальной, трудовой, творческой и т.д. Известный афоризм Конфуция «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» и наличие стойкого характера нарушений в формировании предметного словаря детей натолкнули меня на идею создания такого методического пособия, которое бы помогло в решении данной проблемы у детей в их практической деятельности. Такой деятельностью стала изобразительная деятельность.

Одно из любимых занятий многих детей – раскрашивание картинок. Раскрашивать любят даже те дети, которым непросто дается рисование. В ходе раскрашивания ребенок пополняет свои знания о форме и цвете объекта. При этом развивается мелкая моторика и кисть руки, что напрямую связано с развитием речи дошкольника, а также с успешным освоением навыка письма. Раскрашивание развивает усидчивость, наблюдательность, самостоятельность и внимание. Раскраски — путь в мир изобразительного искусства и творчества. Они помогают развивать у детей художественный вкус.

В 2023 г. в издательстве «Детство-Пресс» вышло пособие «Умный карандаш», состоящее из серии трех логопедических раскрасок, которые способствуют развитию у детей не только словаря, но и зрительного восприятия, и понятийного мышления. Пособие предназначено для детей от 4 до 7 лет.

Страница из первой логопедической раскраски О. В. Крикленко «Умный карандаш»
Страница из первой логопедической раскраски О. В. Крикленко «Умный карандаш»

В первой логораскраске собраны изображения тех предметов, названия которых дети часто путают и называют неправильно. Перед каждым раскрашиванием ребенку предлагается назвать нарисованные цветные картинки, внимательно рассмотреть их и рассказать, чем они различаются. После этого ребенку предстоит дорисовать черно-белые картинки недостающими деталями и раскрасить их. Другое задание – раскрасить только один соответствующий предмет или несколько из ряда похожих.

Страница из второй логопедической раскраски О. В. Крикленко «Умный карандаш»
Страница из второй логопедической раскраски О. В. Крикленко «Умный карандаш»

Вторая логораскраска посвящена обобщающим понятиям. В ней собраны рисунки предметов по разным лексическим темам, которые чаще всего вызывают у детей затруднения. Перед каждым раскрашиванием ребенку предлагается назвать предметы на заданную тему или объединенные общим видовым признаком. После этого ему предстоит раскрасить только эти картинки и оставить нераскрашенными лишние предметы, не относящиеся к названной теме или видовой группе.

Страница из третьей логопедической раскраски О. В. Крикленко «Умный карандаш»
Страница из третьей логопедической раскраски О. В. Крикленко «Умный карандаш»

Третья логораскраска поможет активизировать у детей словарь, связанный с названиями разных частей предметов. Перед каждым раскрашиванием ребенку предлагается назвать изображенный предмет и его части, показать их на цветном образце. Предметы следуют по мере увеличения количества раскрашиваемых деталей (от двух до шести). Сначала ребенку нужно раскрасить по очереди по одной заданной части у каждого предмета (эти предметы находятся справа). После этого он переходит к раскрашиванию всего предмета полностью (он находится под цветным образцом).