Сейчас в мире происходит столько событий, что уследить за всеми просто невозможно. Честное слово, порой даже хочется, чтобы новостей было поменьше. Многие события вообще как-то не вспоминают. И ладно бы на федеральных каналах про них забыли, там сейчас и без этого есть о чём поговорить, но ведь и местные каналы молчат. А между тем совсем недавно в городе случилось одно событие, которое замалчивать, на мой взгляд, неправильно. Я говорю о юбилее нашего волгоградского трамвая. 9 апреля 2023 года исполнилось 110 лет со дня пуска первого трамвая в нашем городе.
Об этом событии и в самом деле как-то мало говорили. Словно ничего и не было. Буквально пара публикаций в местных СМИ и всё. Несправедливо. Постараюсь немного восполнить этот пробел.
9 апреля 1913 года в нашем городе открылась компания «Городские электрические сооружения», которая включала в себя трамвай и лесопилку. Проект транспорта подготовил профессор Шульгин. С 1899 года шла подготовка и реализация этого проекта. Строился трамвай на средства городской Управы под руководством русских инженеров. Царицын был первым уездным городом, в котором с разрешения Государя императора России было решено запустить электрический трамвай.
Строительство шло не очень гладко. Палки в колеса новому транспорту вставляли консервативные купцы и промышленники.
Коррупция в городе тогда процветала. Через год от 1,1 млн рублей осталось 750 тысяч, а строительство еще не начиналось (вот ничего в нашей стране с годами не меняется. Прав всё-таки был Салтыков-Щедрин). Зато когда началось, трамвайные пути были проложены в рекордно короткие сроки – за 14 месяцев. 9 апреля 1913 года ни линию вышло сразу пять трамваев.
Для строительства трамвая в Царицын был приглашён талантливый инженер Владимир Радциг. Он прекрасно справился с поставленной задачей, его запомнили как ответственного и внимательного к мелочам человека, работавшего не ради чинов и денег, а на совесть. А между тем Радцига на этой должности могло и не быть: «Как я узнал от своих знакомых гласных, причиной не приглашения меня было опасение, что, может быть, я окажусь евреем, а дума-то была черносотенной. Недаром в Царицыне тогда неистовствовал монах Илиодор! Когда же у них сбежал инженер, то многие гласные вспомнили, что здесь, в Царицыне, дважды работал очень хороший инженер В. А. Радциг, строивший сначала от завода Бари первые нефтяные баржи, а другой раз от завода Бромлея городской водопровод. И был он настоящим русским немцем, чистым москвичом и очень хорошо и в больших количествах умел пить русскую водку. После этого сомнения отпали, и мне послали приглашение» (из книги Радцига В.А. «Воспоминания энергетика»).
Пуск трамвая состоялся 9 апреля 1913 года в 8 часов утра. В этот день ожидалась песчаная буря, и, чтобы трамвай не сошёл с рельсов, все дворники города стояли вдоль путей и подметали их. Первый трамвайный маршрут пролегал от Тихорецкого вокзала (теперь Волгоград 2) в центр города. За первый день выручить удалось 325 рублей.
Первая трамвайная линия протянулась на 10 километров — с Тихорецкого вокзала (Волгоград-2) до станции Царицын (Волгоград 1). Маршрут включал 22 остановки. Первый трамвайный парк был построен в Зацарицынской части города — на улице Сердобской (сейчас это улица КИМ). Здесь же располагались мастерские и различные службы. Они и сегодня находятся там же, только известны как завод ВЭТа.
Трамвай в нашем городе пережил все события бурного ХХ века, которые обрушились на город. Гражданская война сильно потрепала трамвайное хозяйство, но уже в 1920 году трамвай был запущен от центра города до завода ДЮМО (Красный Октябрь). Трамвай ходил в Сталинграде бесперебойно до 23 августа 1942 года. Этот день в нашем городе знают все, в тот день авиация люфтваффе устроила массированную бомбардировку, в результате которой город был превращён в руины. Трамвайное хозяйство было полностью уничтожено. Однако уже в декабре 1943 года первый восстановленный трамвай отправился по маршруту Центр города - завод Красный Октябрь. С той поры волгоградской трамвай больше не останавливался.
Трамвай развивался. Открывались новые маршруты, изменялись старые. По сути, сегодня в городе есть только одно место, где трамвай ходит там же, где и сто лет назад. Это улица Баррикадная. Трамвай по ней ходит со дня своего основания.
В 1984 году появилась подземная линия скоростного трамвая из трёх станций: Площадь Ленина, Комсомольская и Пионерская. 1 декабря 2011 года открылась вторая очередь скоростного трамвая, состоящая из трёх подземных станций: Профсоюзная, ТЮЗ и Ельшанка. К ЧМ-2018 был частично обновлён подвижной состав. На смену старым Татрам пришли современные вагоны, произведённые в городе Усть-Катав.
По состоянию на январь 2022 года в Волгограде функционирует 13 маршрутов трамвая, есть 3 трамвайных депо.
Очень радует, что такой удобный вид транспорта был сохранён в нашем городе, не смотря на все исторические перипетии. Например, в соседней Астрахани трамвай был ликвидирован лет 15 назад, если не больше. К счастью, в Волгограде такого не случилось. Сейчас перед городскими властями стоит большая задача по развитию трамвайной сети. В планах значится пустить трамвай на Спартановку. Город давно уже ждёт третью очередь скоростного трамвая, которая должна протянуться от Ельшанки до ВолГУ (большой вопрос - дождётся ли? Скорее всего нет, т.к. в прошлом году писали, что администрация города отказалась от строительства. Вот ссылка на статью). Да и в принципе было бы неплохо протянуть трамвай на юг и связать в единое целое трамвай Красноармейского района (который изолирован от остальных маршрутов) и трамвайные маршруты северной части города. Произойдёт ли это? Кто знает. Проект не из дешёвых, а Волгоград - город небогатый. Однако, ничто не запрещает об этом помечать. А вдруг мечта сбудется?
Ещё статьи на похожую тематику
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь