Зрителям советских фильмов порой казалось, что их кумирам всё давалось невероятно легко - настолько органично они смотрелись на экране. В реальности, эти актёры и режиссёры страдали от перфекционизма, из-за которого изводили не только себя, но и других участников съёмок.
В советском кинематографе существовали режиссёры, которых обожали почти все артисты. И вовсе не потому, что те создавали сплошь гениальные фильмы, а по причине удивительной лёгкости в совместной работе. К примеру, Владимир Басов, снявший за свою жизнь 23 кинофильма (далеко не все из них можно назвать шедеврами), мог приглашать в свои ленты абсолютно любых исполнителей. Все знали, что у Басова работается легко, почти всё он снимает с первого дубля, при этом заботится о том, чтобы его артисты жили в лучших гостиницах, получали максимальные суточные и ни в чём не нуждались. Он сразу соглашался на актёрские импровизации и ни на кого не давил. Съёмки у Басова артисты считали подарком или своего рода отпуском.
Полный противоположностью Владимиру Павловичу были такие режиссёры, как, например, Андрей Тарковский или Алексей Герман. Свои фильмы они снимали годами, иногда проводя по 20-30 дублей одной крохотной сцены, которая казалась им чрезвычайно важной. И некоторые артисты, работавшие у этих режиссёров, после завершения съёмок ощущали себя, как после тяжелой болезни. К примеру, Юрий Никулин и Людмила Гурченко даже думали пожаловаться куда-нибудь на режиссёра Германа, который за каким-то чёртом заставлял их на съёмках фильма "20 дней без войны" трястись в настоящей теплушке военного времени по настоящей железной дороге и при настоящем лютом морозе неделями напролёт, вместо того, чтобы быстро снимать в традиционных декорациях. Герман был сторонником максимального реализма в кадре. Никулин и Гурченко к такому не привыкли, но впоследствии они поняли, что снимались у гения, и по-своему он был абсолютно прав.
Одним из самых тяжёлых для режиссёров артистов был Ролан Антонович Быков. Во-первых, по той причине, что он и сам ставил фильмы, а поэтому постоянно вмешивался в съёмочный процесс и позволял себе указывать другим коллегам на некоторые, по его мнению, огрехи. Во-вторых, Быков соглашался только на те роли, которые считал важными для собственного творчества и наследия. И если он видел, что фильм не получается, то пытался изо всех сил его спасти. Он приходил к режиссёру после съёмок и начинал спорить до глубокой ночи, устраивал на съёмочной площадке конфликты, вмешивался даже в монтажный процесс. Быкова некоторые постановщики просто физически боялись, причём заслуженно.
Например, режиссёр картины "Куда исчез Фоменко?" Вадим Гаузнер после съёмок этого фильма, которые представляли собой почти непрерывные конфликты с Роланом Быковым, умер от обширного инфаркта в 48 (!) лет, даже не дожив до премьеры. Дневники Быкова показывают, до какой степени тот сражался с постановщиком, которого называл в своих записях "вадик-гадик". Даже после смерти Гаузнера, удивившей Быкова, артист писал, что этот режиссер "погубил прекрасный замысел". Но были и обратные примеры. К примеру, у режиссёра Константина Лопушанского "Письма мёртвого человека" превратились в аморфное и чрезвычайно затянутое творение, которое невозможно было хотя бы просто понять. Исполнитель главной роли Быков вмешался и тут - он сел за монтажный стол и сократил фильм чуть ли не в два раза. Быков придумал вставить туда новые сцены и превратил эту ленту в весьма смотрибельную, хотя и страшную. Над следующими картинами Лопушанского Быков уже не работал, и они совсем не похожи по стилистике и по темпу на первый, самый успешный его фильм.
Приглашать режиссёров сниматься вообще было чревато. Игорь Масленников не ожидал, что когда он позовёт Никиту Михалкова на роль Генри Баскервиля в очередную серию "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона", то ненадолго лишится власти на съёмочной площадке. Никита Сергеевич не только привёз с собой старого друга Александра Адабашьяна, которого сразу и без проб сам же и назначил на роль Бэрримора, но и стал расставлять мизансцены, командовать артистами, объяснять Игорю Фёдоровичу, что у него неправильно поставлено освещение, и вообще - ритм этого фильма нужно несколько поджать. Масленников писал в своих мемуарах, что недолго терпел команды Михалкова и оборвал его лидерские притязания. Однако "Собака Баскервилей" по стилистике действительно отличается от остальных частей сериала. В ней много от манеры съёмок тогдашнего Михалкова, и можно предположить, что значительный вклад в постановку самой удачной, по мнению многих зрителей, части "Приключений Шерлока Холмса" внёс именно Никита Сергеевич.
Одинаковыми по силе мучителями для режиссёров были Иннокентий Смоктуновский и Олег Даль. Один раз они схлестнулись даже между собой, и это вылилось в сильный конфликт. Смоктуновский снимался у Григория Козинцева в картине "Гамлет", которая прославила его на весь мир. Однако о самом режиссёре Иннокентий Михайлович был очень невысокого мнения, называя его снисходительно "энциклопедистом". По мнению артиста, Козинцев никогда и ни в чём исполнителям не помогал, никаких задач не ставил, так что все свои актёрские находки Смоктуновский мучительно отыскивал в результате многочасовых репетиций с приехавшей специально ради него Розой Сиротой, которая помогала ему ещё во времена работы в БДТ. Когда Смоктуновский показывал режиссёру готовый рисунок роли, тот, по словам актёра, радостно смеялся своим очень высоким голоском и со всем соглашался. Поэтому создателями того самого киношного образа Гамлета Иннокентий Михайлович называл себя и Сироту, но никак не Козинцева.
А вот Олег Даль снимался в следующем фильме Григория Михайловича "Король Лир", где сыграл роль шута. Ему как раз режиссёр очень нравился, и когда Григорий Козинцев умер, Даль отметил в своем дневнике, что это "чёрный день" в его жизни. Артист, конечно, слышал об отношении Смоктуновского к Козинцеву, его это злило, и через некоторое время они встретились на съёмочной площадке картины "В четверг и больше никогда" Анатолия Эфроса. По воспоминаниям свидетелей, в паузах между дублями Даль начал мстить за Козинцева и изощрённо словесно издеваться над Смоктуновским. Отпускать унизительные комментарии Олег Иванович умел хорошо. Эта словесная перепалка чуть не закончилась дракой, и отношения между двумя звёздами в фильме были уничтожены. Пришлось Эфросу как можно реже сводить их перед камерой.
В это сложно поверить, но одним из самых неудобных артистов был Михаил Светин. Его непростой характер неоднократно портил этому замечательному исполнителю карьеру. Когда-то еще юношей он поступил на службу в театр Аркадия Райкина, но умудрялся там выходить на сцену и поучать Аркадия Исааковича, как следует играть репризы, где должны стоять артисты, и в какой интонации произносить монологи. Естественно, что долго он там не задержался. Потом начались перемещения Светина из одного театра в другой, и почти в каждом дело доходило до конфликта. Он умудрился поругаться почти со всеми ведущими кинорежиссерами, и из-за этого лишился целого ряда ярких ролей. Впрочем, отрицательные эмоции Светин вызывал не только у режиссёров, но даже и у их жён. К примеру, артиста отобрали на одну из больших ролей в фильм Эльдара Рязанова "Гараж", но на просмотре кинопроб Нина Скуйбина, супруга Эльдара Александровича, сказала про Светина: "Ну это какое-то гайдаевское кривляние". А для Рязанова такой сравнение было приговором, и роль передали Семёну Фараде. Оказалось, что накануне Светин отпустил что-то нелестное в адрес Скуйбиной, которая, по его мнению, была на съёмочной площадке лишним человеком и всем мешала.
Именно Леонид Гайдай открыл Светина для большого кино, сняв его в одной из больших ролей в комедии "Не может быть!". Впоследствии Леонид Иович пригласил актёра в свою не слишком удачную ленту "Частный детектив, или операция "Кооперация". Через год после неё Гайдай снова позвонил Михаилу Семёновичу и предложил ему сняться в роли Каца в картине "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди". Светину показалось, что ему предлагают повторить ту же самую роль. "Что же вы хотите играть, Миша?", - удивился режиссёр. "Ну, будем думать...", - нагло ответил Светин. Обиженный Гайдай бросил трубку и больше с артистом не общался. Только потом Светин узнал, что для съёмок этого фильма нужно было ехать в США, а это была его давняя мечта. И он еще очень долго переживал не только из-за того, что обидел Гайдая, но ещё и из-за упущенной командировки в Штаты. Роль Каца и поездка в Америку достались Армену Джигарханяну.