("Беовульф", Beowulf, 1999, США и др.)
То, что наши кинолокализаторы регулярно выигрывают приз зрительских антипатий Золотой Фейспалм, стало уже настолько привычно, что даже и не смешно.
Однако об этом их ниэпическом проё... плюхании в лужу на закате 90-х сегодня помнят далеко не всё, особенно молодежь.
Что ж, закрасим данный пробел в кругозоре тех из вас, кто по какой-либо причине до сих пор не слышал о легендарном Биоволке.
Кинопоиск божится, что "Беовульф" Грэма Бейкера успел побывать и в российском кинопрокате, хотя я такого знаменательного события отчего-то не припомню. Как бы то ни было, но на VHS он вышел с феерическим названием, "развидеть" которое все увидевшие его не смогут уже до конца своих дней.
Дело в том, что локализаторов этой ленты озадачило мудреное забугорное словечко "Beowulf". О том, что оно может быть чьим-то именем собственным, они даже не подумали, поскольку в "энглицком" фольклоре не кумекали. А "нагуглить" в 1999-м даже сам "Гугл" для подавляющего большинства россиян было сложно, не говоря о том, чтобы им пользоваться.
И вот эти святые в своей простоте люди взял и... перевели "Beowulf" так, как подсказывали им их "тройки с минусом" по иностранному языку в советских школах. То есть по принципу "Как слышится, так и пишется/переводится".
А как иначе-то? Альтернативных вариантов для них тогда не существовало. Или что, им надо было идти и обивать пороги искусствоведов ради консультации? Ну вряд ли простым малообразованным VHS-труженикам тогда столько платили.
Так и был рожден на свет одиозный "Биоволк", чей "паспорт" вы можете внимательно рассмотреть на первой картинке. Он же - уникальный эпик-фейл-документ эпохи VHS в России; ныне фактически музейный экспонат.
Причем в ту пору реклама видеокассеты с таким названием даже крутилась в прайм-тайм по телеканалам. Что сегодня звучит фантастично, но в 90-е подобные ролики были в порядке вещей, и вовсю мелькали на телеэкранах. Аккурат вперемешку с рекламой каких-нибудь бульонных кубиков, средства от запора и очередного банка-однодневки с понтовым названием.
Что ж, а теперь, когда краткий экскурс в отечественную историю киноимпорта завершен, перейдем непосредственно к виновнику сегодняшнего "ностальжи".
Увы и жаль, но сей образчик видеокассетной культуры 90-х проверку временем с треском провалил. При том, что в своё время смотрелся крепеньким боевиком с недорогими, но симпатичными спецэффектами.
Хотя, вероятно, на выпуклом поблекшем ЭЛТ-экране он и поныне может вызвать "теплую ламповую" ностальгию - фиг его знает, проверьте, если есть желание и возможность. Однако, после оцифровки в HD, дешевизна "Беовульфа" поперла из всех щелей, и щадящая поправка на его возраст тут не спасает.
При новом четком изображении стала видна убогость не только здешней цифровой графики, но и костюмов дизайнерского стиля "Я его пошила из того, что было на ближайшей свалке". А также халтурная пассивность массовки в боевых сценах. Особенно на фоне шизофренической экшен-акробатики главгероя Беовульфа. Тогда, когда его противники медленно и неуклюже тычут в него своим оружием, он отвечает на каждый их тык долбанутыми сальто-мортале, фуэте и пируэтами.
При том, что в спокойных сценах выкрашенный в жгучего блондина, Кристофер Ламберт напоминает вовсе не шута, а своего коронного героя-"горца". Со всеми его ужимками и хладнокровно-ироничным нравом - тоже уместное для этой истории амплуа.
Хотя задумка авторов "Беовульфа" и сегодня могла бы стать любопытным фундаментом для постапокалиптического фэнтези.
Действительно, почему бы не адаптировать классическую историю "Беовульфа" к антуражу "Безумного Макса", только без автомобилей, а с лошадьми? Зато всё остальное, вроде многозарядных арбалетов, дискометов, колострелов, тесаков и доспехов диковатых форм, ржавых крепостей, непонятных огромных механизмов, мутантов и т. д. и т. п. - всё это сочетается и с "безумным максимализмом", и с мифологическим сюжетом, рожденным якобы в 8 веке н. э..
Поэтому с данной точки зрения картина Бейкера заслуживает всё-таки похвалы за оригинальность, а не порицания за эксплуатацию классики "не по инструкции". Как была похвальна и идея взять на главную роль Кристофера Ламберта. Из которого вышел вполне харизматичный "биоволк", разве что с циркачеством он явно переусердствовал (вернее, не он, а его дублер, но не суть важно).
Ну а так всё по канону... ну почти.
Вот где-то в постъядерной пустоши возвышается ржавостенный замок, а в нём живет лорд Хродгар со своей дочерью и их войском. И всё бы ладно, но иногда ночами по замку шастает монстр. И не в поисках холодильника с пивом, а с более прозаической целью кого-нибудь укокошить. Кого угодно, но только почему-то не самого Хротгара, сколько бы тот ни вызывал чудовище на "махач" заклинанием "Сюда иди, э!".
И вот однажды, прорвавшись с боем и акробатикой через кольцо вражеской осады, в замок въезжает крутой блондинчик-типа-рыцарь. Со странным именем ведьмак Геральт Рутгер Хауэр Беовульф. После чего, сами понимаете, для Хротгара и остальных, а также монстра, началась совсем другая жизнь, гораздо более насыщенная звоном клинков, свистом стрел, "нежданчиками" и адреналином.
Разве что финал у "Беовульфа" Бейкера выдался далеким от канонического. Но это уже так, мелочи. Да и на фоне прочего здешнего безумия такой его итог совсем не раздражает, а, наоборот, выглядит логично.
***
В общем, старье по всем пунктам. Которое, да, ещё котируется, как один из памятных артефактов эпохи VHS, но пересматривать его сегодня без смеха сквозь фейспалм, к сожалению, нельзя. Даже тем, кому в своё время "Беовульф" Бейкера нравился, а про пресыщенную 8К-телевизорами и "аватарщиной" молодежь и не говорю.
Поэтому, уж коли вам захотелось воскресить в памяти историю Беовульфа, а читать замшелый оригинал неохота, лучше посмотрите/пересмотрите "Беовульфа" (2007) Земекиса - всё куда более приятное и осмысленное занятие, нежели эти "танцы с биоволками".
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):