Здесь мало что изменилось после марта 1953 года – года смерти главного обитателя этого поместья в самом центре Москвы. Притом «дача в Кунцево» была едва ли не самым любимым местом как для работы, так и для отдыха вождя, Иосифа Виссарионовича Сталина.
И не только потому, что это было удобно, всего минут 12-15 езды от кремлёвской обители до глухих, окрашенных в зелёный цвет, ворот. Атмосфера здесь была какая-то особая. А само «поместье» было встроено в городскую застройку столь органично, что шум с близких улиц до него не долетал, и само оно, при довольно внушительной площади, оставалось каким-то незаметным. Магия места, не иначе.
Впрочем, что это мы так о создателях этого чуда, будто строилось оно в незапамятные времена, чуть ли не в 19 веке? В двадцатом строилось! Притом при жизни вождя, и не югославскими или, прости Господи, турецкими строителями. Вполне себе советскими.
Правда, в строителях числились особое подразделение НКВД и некая строительная организация «Люкс». Тоже, наверное, с работниками от подсобника до прораба с голубыми петлицами (погон тогда не носили, их только в 1943 ввели).
Объект до сих пор числится среди особо охраняемых, и попасть на него даже в составе организованных экскурсий задача не из простых. А если вам вдруг попадётся наглое по своей сути объявление «Поможем организовать свадьбу на особо охраняемом объекте «дача Сталина» - знайте, что это… ну, не то чтобы «развод» на деньги (притом немалые), а просто дачи в Кунцево вам не видать.
Ибо были и другие сталинские дачи в окрестностях Москвы. Попроще, не с таким статусом и не столь удачно расположенные. Так что пока смотрите фото и читайте наш путеводитель
Через входную дверь вы попадаете в прихожую, а по существу – в то, что называется холлом. Справа и слева гардеробная, здесь же есть особое место для парикмахера, он у Хозяина был личным. Потом путь ведёт с Малую столовую, Вторую комнату, а следом в Большой зал.
Наверное, вождь любил кунцевскую дачу потому, что здесь максимально приблизили обстановку к кремлёвским образцам, чтобы он чувствовал себя, как дома? Он так себя и чувствовал.
Да и как могло быть иначе, если даже отделка стен карельской берёзой и дубом была такой же? Живопись на стенах в резных рамах, удобная и функциональная мебель без излишеств, бронзовые светильники тоже настраивали на домашний лад и создавали уют.
Излюбленным местом работы Сталина было в Малой столовой, притом он никогда не садился во главе стола, как какой-нибудь грузинский князь, он этого терпеть не мог. Так, скромненько, сбоку.
Он и работал здесь так же – вычитывая по 200 страниц книг, собственноручно помечая в них нужные места. А книги здесь были буквально по всем отраслям знаний, от технической литературы до научных справочников. В чём и был секрет сталинской эрудиции, не раз поражавших его современников.
Запоминал же он всё с помощью особых психологических приёмов-мнемотехник. Однако любимейшим писателем его был М. Е. Салтыков-Щедрин, а его «Историю одного города», особенно в части «Устава о свойственном градоправителю добросердечии» знал наизусть и часто цитировал, поддевая своих подчинённых, когда они зарывались по части репрессий.
Из служебных помещений в главном здании была только ванная – большая, без излишеств убранная комната с кафелем на полу и с самыми передовыми новинками того времени. Правда, с ванной была странность – она была оборудована специальным приступом для мытья сидя – вождь не любил, и даже опасался погружаться в воду по шею.
Прочие же хозяйственные службы вроде кухни, кинозала, номеров для обслуги, находились в боковых крыльях дома, и прямого сообщения с главным знанием не имели.
Яркая деталь – электрочайники в каждой жилой комнате. Это было сделано для того, чтобы во время работы по ночам не тревожить персонал, и Сталин сам заваривал чаи так, как любил.
Что же касается обычного меню, то Хозяин был человеком довольно аскетичным. «Первое-второе-третье и компот» - то есть обычный рацион, которым могли похвастать и обычные столовые в городе там, за стеной. И лишь в праздники вождь позволял себе (а больше для гостей) заказать барашка или рябчиков.
А на второй этаж ходил…лифт! Кстати, он и сейчас в отлично работает. В общем, атмосфера здесь такова, что иногда кажется, можно учуять запах любимой сталинской «Герцеговины Флор» или специального рубочного табака Edgeworth Sliced, Prince Albert.
Все, кто хоть раз побывал здесь, свято убеждены, что какие бы декоммунизации в стране не проводились, это место нужно оставлять неизменным. Чтобы любой правитель соприкасался с духом державности и понимал, какое наследие ему досталось. Не потому ли Ельцин боялся этого места, как кот пылесоса?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать ничего интересного. В наших обзорах и исторических расследованиях вы найдете «Только факты». Мы стараемся показывать вам самые интересные страницы российской истории. Будем признательны за комментарии.