Примерно так бы звучало заявление ребенка, достигшего подросткового возраста, если бы он осознавал, что с ним происходит.
Итак, пубертат наступил и…
…перед подростком стоят наиважнейшая, во многом решающая и даже болезненная задача -
Свергнуть родителя с пьедестала.
Почему это происходит и зачем это надо?
Родитель – наиважнейшая фигура в жизни любого человека. Маленький ребенок идеализирует родителя, видит лишь хорошее в нем и всеми силами цепляется за это хорошее. Так работает программа привязанности, программа выживания.
Задача подростка – сепарироваться, отделиться от родителей. Это невозможно сделать, если подросший уже ребенок продолжает идеализировать родителя. И в этот момент подросток попадает в ножницы выбора:
1) с одной стороны, свержение с пьедестала ведет к разочарованию. А разочаровываться больно. Больно видеть не идеального родителя. И тогда ребенок очень хочет вернут идеального родителя, тем самым остаться маленьким, защищенным.
2) с другой – без этого невозможно отделиться, повзрослеть и, в конечном итоге, найти самого себя. И тогда ребенок идет напролом, махая шашками, руша то, что еще недавно было основой его жизни.
Отделиться/сепарироваться от родителя означает отрезать психологическую пуповину, и теперь я – отдельная личность. А это на начальном этапе страшно.
Страх заставляет подростка становиться агрессивным.
У гнева, как и любой другой эмоции, есть масса положительных свойств.
Первое – гнев дает много энергии, на которой только и возможно совершать качественные переходы. А сепарация – это один из основополагающих качественных переходов в развитии человека. Также гнев позволяет защищаться. А только что отделившийся подросток похож на новорожденного птенца, кожа которого еще не защищена надежными собственными перьями.
И с этим фейерверком необузданного гнева встречается родитель…
И как быть ему?
Для начала давайте рассмотрим не самые позитивные сценарии развития событий. Итак, родитель, столкнувшийся с необъяснимой для него агрессией со стороны подростка может:
- Проявить встречную агрессию. Возможный итог: сепарация произойдет, но контакт потеряется.
- Начать защищаться. Возможный итог: контакт сохранится, сепарация не произойдет.
- Впасть в свой собственный пубертат, если его подростковый возраст протекал болезненно. Возможный итог: сильно не предсказуемый.
Что же тогда делать?
- Продолжать контейнировать чувства и эмоции подросшего ребенка. Подростку страшно, и он не знает, как со всем этим расположиться в новом для него мире-пространстве.
- Учиться видеть в ребенке взрослого. Как бы там ни было, а пушистого птенца больше не случится, настало время обрастать перьями и готовиться к собственному полету. А на это способны лишь взрослые. И уверенность родителя в том, что ребенок справится, полетит – лучшая опора для подростка.
- Ждать… это не простое время тоже пройдет. Но в руках родителя помочь подростку пройти непростой период с минимальными потерями.