Татарское нашествие 1238-го стало просто настоящим ужасом для обширных и богатых земель Владимирской Руси. Кошмаром как для простого люда, так и для княжеской аристократии.
По сей день остается доподлинно неизвестной судьба даже первой леди Владимиро-Суздальской Руси - княгини Агафьи Святославовны. Супруги великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича, сложившего голову в неравной сече с монголами на реке Сить.
Как гласят русские летописи, хан Батый по своему обыкновению отправил князю Юрию Владимирскому хвастливое письмо, чье краткое содержание можно передать как: "Покоряйся, приводи ко мне в покои жену свою, дань приноси-ка да побольше - тогда пощажу быть может".
Отмечу: особой тяги к супруге владимирского князя Бату-Хан не имел. Никогда ее вообще не видел. Просто такое дерзкое послание татары отправляли всем тем несчастным правителям, на чьи земли готовили военный поход. С целью получил не менее дерзкий отказ и долгожданный повод к войне.
Агафью князь Юрий, отправившийся на реку Сить собирать войско, оставил во Владимире, как полагают, по нескольким причинам. Во-первых, до последнего не верил, что степные кочевники сумеют взять такой укрепленный град, то есть считал свою столицу безопасным местом.
Во-вторых, бегство всей княжеской семьи сильно б подорвало боевой дух защитников Владимира. А в третьих, как считают некоторые историки, Юрий не слишком заботился о супруге, с которой давно уже был в непростых отношениях.
Во время штурма Владимира монголами 7 февраля 1238-го года княгиня Агафья вместе с другими городскими дамами, своими дочерями и снохами, укрывалась в огромном Успенском соборе. Где молила Бога о милости. Однако избежать страшной участи владимирским женщинам тогда не удалось...
По летописям известно, что во время взятия Владимира Успенский собор загорелся. Возможно подожжённый монголами - правда, неясно с какой целью. Часть укрывавшихся внутри храма знатных женщин погибла в огне и дыму. Часть сумела выбежать на улицу, где немедля попала в жадные руки татар...
Судьба самой Агафьи так и осталась неизвестной.
По одной версии княгиня все же попала в руки татар, не узнавших в ней именно жену главного князя. Но все же знатная пленница была тут же "использована" бесчисленным количеством татарских воинов, начиная от темника Бурундая, руководившего взятием Владимира... От чего скончалась в страшных мучениях.
Эту версию в своем историческом романе "Батый" приводил и описывал, в частности, знаменитый автор Василий Ян.
По другой, наша героиня, все же избежав позора бесчестия, прежде приняв монашеский постриг, погибла внутри Успенского собора. По крайней мере, никаких сведений об ее пленении ни в русских летописях, ни в ордынских источниках нет. Сама княгиня канонизирована как одна из владимирских мучениц.
Тайна гибели святой княгини Агафьи - одна из неразрешенных загадок всей русской истории.