Сычевки это Родина, здесь ба и праба и прапраде...
И земли у нас много было, до самой жд. А раньше и до неё.
Потом построили Виндавскую жд, ныне, Рижская.
После войны землю нашу отдали в совхоз Истринский, а жителям оставили по 15 соток.
Дом в 41-м немцы сожгли. Когда бабушка с прабабушкой и с моим 3-хлетним отцом, вернулись из лесов, где прятались от немцев, выкопали землянку на пепелище и жили. Потом домик бабушка выстроила и называла его хибарой.
Мы в детстве с отцом и братом там подпол копали, нашли всякого - и древние ложки, и бутылки, и дверцу от печки каслинского литья и штык времен Первой Мировой, да много чего интересного - у меня целый ящик артефактов был.
Но больше всего находили изразцов. Видимо, кто-то из предков мастерскую держал. В дни строительства Нового Иерусалима все Сычевки гончарами стали. Подводами возили в монастырь изразцы.
А глины здесь немеряно. Из этой глины не только изразцы, весь монастырь построен. И кирпичный завод наверняка тогда соорудили; и в самом монастыре на территории несколько гончарных мастерских, и экспериментальная изразцовая мастерская были - оттуда на Руси пошли полихромные изразцы. Низкий поклон и царствие небесное святейшего Никону.
Когда мы ребятами с отцом в подполе работали, пластами лопатой откалывали эту глину - по стенам и под ногами, на глубине метра 2,5. Она была блестящая, с голубыми прожилками, срезалась ломтями и не рассыпалась.
Мне лет 13, наверное, я сильная, могла этот ломоть выбрасывать с лопаты вверх, в подвальное окошко. Надо ещё попасть! А брат младше, ему труднее давалось. Потому главным помощником у отца была я, как вообще по жизни и впредь.
Позже мы с родителями построили маленький, но приличный домик вместо бабушкиной хибары.
Так уж вышло, что наследства ни от кого не получила, однако, был выделен на задворках участок - всем жителям тогда выделили.
И мне досталась землица под полувековой свалкой. Сначала она предназначалась брату, но его не стало.
Мы вывозили эту свалку с отцом в первый раз в 90-х, а потом - не до того, бросили этот участок.
А когда, в 2000-х как-то в жизни все утряслось, отец начал уговаривать меня снова взять шефство над брошенным участком.
Честно говоря, мне вполне хватило оформления и стройки родительского дома, но отец умолял не бросать землю.
И я снова, уже одна, вывозила новую и старую помойки, ровняла глину.
Вот как раз опять о глине. За тоненьким в 2 см слоем серой земли идёт блестящая, влажная и тяжёлая глина. Ровно распределять её по ямам и ухабам ещё то очарование, кишками подавишься.
Половину участка захватил тёрн. Вырубать наняла дяиньку одного, но убирать и сжигать ветки и стволы пришлось самой. На шкурке живого места не осталось - вся в крови.
И это не всё - крапива там росла выше меня. Когда её выдирала, то от ожогов температурила по ночам.
Но самое трудное оказалось - землю эту законно оформить. Сотню согласований, разрешений получить. Доказать, что она принадлежала нам до всех разделов (в администрации имелись документы, но их скрывали, это был главный пункт чиновничей наживы, и коренное население годами ходило по кабинетам).
Жители, кто успел, оформили, а я нет. Они платили деньги, но в тот момент я никак не могла, не имела средств.
Однако, всем в округе известно, что участок нам выделен - почти по закону о реституции, и сожрать его непросто.
Долго и нудно это рассказывать и читать.
В русских сказках присловье придумали для сокращения - скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
Спустя несколько лет документы добыла, нашла и прочие бумаги и законы как доказательство, что наша земля. И с этой дивной находкой через суд удалось её оформить. Однако, и заплатить тоже пришлось. Выкрутилась.
А избушку чуть раньше поставила. Перед этим спрашиваю дочь, ей лет 16 было - дачку соорудим, путешествовать поедем? Или ремонт? Хотя на ремонт не хватит... Дочь и говорит - мечтаю о собственном домике. Думаю, подрастёт, её будет. А вторая мысль - отдать всё дочке погибшего брата, нам же с сестрой по праву родительский дом перейдёт...
Ладно, посмотрим, а пока... И соорудили мы дачку.
Вышло не так как я думала, домик мы оставили себе, землю окончательно оформила, если с начала считать, лет через 10 с инстанциями и судами. Колодец поставила. И говорю: бери дочка, строй как надо, только не продавай (очень уж дорого эта крохотная родина досталась), а мы с папой поможем.
Но и это не вышло.
И вот снова глина...
Да уж не девочка, таскать не легко, болячки пристают, а они и тогда приставали, не до них было... Зато жива, весна, кот в домике спит. Радуюсь.
Движение - жизнь!
Надо научиться быть довольной, хоть и не все идёт по-моему. Но кое-что все таки идёт, пусть тяжела, порой, глина... Да пока ещё не над головой.
фото автора