ВЫ ЛЕНИТЕСЬ ИЛИ ПРОКРАСТИНИРУЕТЕ?
Прокрастинация - тенденция откладывать выполнение необходимых дел "на потом"; поведенческий паттерн, при котором выполнение ведущей для человека в данный период времени деятельности, осознанно откладывается. Человек остается деятельным, но его активность направлена на посторонние, малозначимые иногда просто бессмысленные занятия.
Н. Милграм и Р. Тенне выделили два вида прокрастинации:
1) Откладывание выполнения заданий
2) Откладывание принятия решений
Компоненты прокрастинации.
Проанализировав и обобщив зарубежные исследования прокрастинации, можно говорить о наличии 3 основных компонентов данного феномена:
- Поведенческий
- представляет собой откладывание выполнения важных дел на последний момент. Такое поведение вполне может рассматриваться как способ избежать ответственности или тревоги, также оно может быть связано с напряжением.
2. Когнитивный
- выделяет тесно взаимосвязанные источники прокрастинации: иррациональные (не соотносящиеся с реальностью) убеждения; заниженную самооценку (в том числе страх предъявлять другим результат собственного труда); неспособность самостоятельно принимать решения в сложной, неоднозначной или негативной ситуации
3. Эмоциональный
- страх неудач, невротизация и импульсивность. Прокрастинаторы часто имеют перфекционистские установки. Такие люди астеничны, имеют низкую самооценку, очень застенчивы на публике, отмечается высокий уровень самокритичности. Видят причины своего успеха в каких-либо внешних, неустойчивых факторах.
- с другой стороны существуют импульсивные прокрастинаторы. Такие люди неспособны откладывать удовлетворение своих потребностей, имеют проблемы с самоконтролем. Довольно часто демонстрируют борьбу с авторитарными стилями взаимодействия, пытаясь таким образом избежать встречи с внешними требованиями.
Цикл поведения у всех един.
Прокрастинация- это не лень.
Ленивый человек получает удовольствие от отдыха, которое он предпочитает работе, а прокрастинирующий человек испытывает стресс от того, что никак не может начать делать то, что необходимо. Вместо самого дела он его планирует, ищет информацию, отвлекается на мелкие задачи, мессенджеры, перекусы.
- "Ну и что мне с этим делать?! " - спросите вы
- "Врага нужно знать в лицо" - отвечу я вам, давайте разберемся..
Основные подходы к проблеме прокрастинации.
Психодинамический подход - согласно этой концепции, люди не выполняют определенные дела и избегают их, потому что они представляют угрозу для Эго.
Вспомните ваше детство, когда вы к примеру делали уроки с мамой. Простейшее задание для взрослого, является сложным умственным процессом для ребенка и не всегда быстро воспринимается. Что вызывает раздражение у мамы.
Бессознательное чувство гнева у родителя выражает себя, когда ребенок испытывает трудности, терпит неудачу при выполнении каких-либо родительских поручений.
Ребенок бессознательно отвечает на этот гнев, отвечая демонстрируя замедленное, отсроченное выполнение тех заданий, которые ему поручены родителем.
Будучи уже взрослым и сталкиваясь с выполнением схожей деятельностью, люди бессознательно свои конфликты с родителями снова. Не могут завершить те дела, которые напоминают им конфликты с родителями.
Поведенческий подход - Сторонники этого подхода (Дж. Эйнсли и др.) считают прокрастинацию «базовым импульсом» человека. Это те, кто привык выбирать недолговременную работу, за которую за которую точно можно будет получить какую-либо награду. Эти привычки будут препятствовать достижению долгосрочных целей, потому что человек, попадает в порочный круг поиска немедленного удовольствие, которое в свою очередь повышает тревожность перед выполнением ближайших задач.
Когнитивный подход - является относительно новым, согласно нему существует 3 основных явления, лежащие в основе феномена прокрастинации: иррациональные убеждения, низкая самооценка и неспособность самостоятельно принимать решения.
Ellis и Knaus в 1977 году назвали прокрастинацию эмоциональным расстройством, корни которого лежат в иррациональном мышлении.
Одним из иррациональных убеждений прокрастинаторов является фраза: "Я всегда выполняю свою работу хорошо" , так как исключается сам факт того, что он чего-то не знает и может ошибиться.
Заниженная самооценка, основная мысль заключается в том, что откладывание и замедление дел является своеобразным защитником уязвимых чувств прокрастинаторов. "Если я откладываю свою работу, то откладывается т оценка моей работы".
И наконец неспособность принимать решения - человек сомневается в том, что получит удовлетворение, когда работа будет завершена.
Теория временной мотивации - по сути данная теория первая попытка интеграции всех существующих в литературе мнений, относительно теории прокрастинации.
Теория полагает, что каждый человек предпочитает тот вид деятельности, который принесет максимум пользы для него. Другими словами, люди стремятся к прокрастинации тогда, когда приходят к мнению, что польза от выполнения той или иной работы будет не высока.
Следуя данной теории можно сделать вывод:
Уровень прокрастинации тем ниже, чем больше ожидания от дела, и чем более ценны его результаты лично для человека, и тем выше, чем менее настойчив человек (импульсивные люди более подвержены прокрастинации) и чем дальше до достижении цели. (чем ближе цель, тем усерднее мы работаем)
Другими словами, наилучшим образом работа выполняется тогда, когда по отношению к ней имеются высокие ожидания и личная заинтересованность, а время достижения сведено до минимума.