Найти тему

Илья Репин "Крестный ход в Курской губернии"

     Крестный ход в Курской губернии
Крестный ход в Курской губернии

Богатая деталями и обширная по масштабу, эта картина изображает процессию людей, следующих за различными религиозными реликвариями. Толпа, большая и разнообразная, следует за главной религиозной иконой на правом переднем плане. Масса людей отмечена отчетливой пропастью между бедными фигурами слева и более изысканно одетыми старейшинами, землевладельцами и священнослужителями справа, ближе к самой иконе. В оживленной сцене преобладают золотистые тона с тонкой передачей солнечного света и коллективного кинетического движения. На заднем плане - бесплодный склон холма, отмеченный пнями деревьев.

Поначалу может показаться, что эта сцена, залитая солнечным светом, представляет собой однозначно радостное празднование русской культуры и религиозных традиций. Однако при ближайшем рассмотрении эта интерпретация меняется, обнаруживая признаки социальных волнений и волнений за пределами очевидного разделения сцены на богатых и бедных. Один из крестьян, поддерживающих платформу, поддерживающую главную икону, кажется, пьян, в то время как мальчик-нищий-инвалид с трудом продвигается вперед, тяжело опираясь на свою деревянную палку, очевидно, по приказу строгого начальника с тростью. Тем временем изысканно одетый священник, не обращая внимания на разворачивающиеся вокруг него события, поправляет прядь своих волос. Таким образом, хотя картина якобы посвящена религиозному событию, этот аспект не является основным. Подобно великому социальному комментатору более раннего поколения Брейгелю Старшему, Репин отводит номинальный предмет в угол холста, вместо этого сталкивая зрителя с коллективной реальностью, окружающей его.

Внимание Репина к жизни обычных людей можно рассматривать как продолжение его
творчества, созданного в более ранних работах, таких как "Бурлаки". С религиозной процессией он, таким образом, подтвердил свою репутацию критического комментатора. Он отразил современный политический порядок в сельской местности, подчеркнув злоупотребления как церкви, так и государства, а коллективное движение людей намекает на ощущение революции в воздухе. Российский постимпрессионист Игорь Грабарь сказал об этой работе: "Она представляет собой панораму типов и характеров, не имеющую аналогов ни в одном другом жанровом полотне русской школы живописи".

Холст, масло - Третьяковская галерея, Москва