Найти в Дзене

Виктор Васнецов - исторический живописец

Наиболее известный как живописец исторических и мифологических сцен, Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Первоначально намереваясь стать священиком, как его отец и дед, Васнецов посещал семинарию. Во время учебы он помогал местному иконописцу в его ремесле и а также помогал ссыльному польскому художнику Андриолли делать фрески для собора Александра Невского. Однако по окончании школы он решил продолжить обучение. Он выставил на аукцион две свои картины, чтобы финансировать переезд в Санкт-Петербург, где с 1867 году он начал посещать Императорскую Академию художеств.

В 1870 году Васнецов подружился с Иваном Крамским и вошел в его товарищество художников-реалистов “Передвижники”.

В 1876 году, по рекомендации своего друга Ильи Репина, Васнецов переехал в Париж. Там он обнаружил свою страсть к русской мифологии и фольклору, положив начало совершенно новому стилю в русской живописи.

Его первым образом был "Иван-царевич верхом на сером волке", сцена из традиционной русской сказки, написанная в подходящей эпической и фантастической манере, которую он не мог закончить более десяти лет.

Однако он полностью не отказался от реалистичных работ. Среди нескольких хорошо принятых жанровых реалистических сцен были выставочные стенды в Париже в 1876 и 1877 годах.

В 1877 году он вернулся в Москву. К сожалению, работы Васнецова этого периода были отвергнуты современными искусствоведами. Он смог достичь популярности позже, когда его религиозное искусство приобрело известность на волне интереса к русской истории и культуре. Особое значение имело его предложение написать фрески в киевском Свято-Владимирском соборе. Несмотря на сложность, работа позволила Васнецову создать грандиозные картины, как у старых мастеров.

Васнецов работал над собором более десяти лет, создав за это время более 400 этюдов и эскизов. В итоге он создал более 185 квадратных метров фресок с изображением известных личностей России. Конечный продукт был несколько спорным. Известный искусствовед Владимир Стасов назвал его “кощунственным”, а Дмитрий Философов - “мостом” между различными социальными классами России.

Именно во время пребывания в Киеве Васнецов начал работу над своим самым известным произведением "Богатыри".

Изображая Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича, трех самых известных богатырей он умело сочетает реалистические образы с героической мифологией. Туманный, причудливый пейзаж контрастирует с конкретными людьми и их конями, создавая настроение, которое идеально соответствует чувствам русской аудитории 19-го века.

Талант Васнецова простирался не только на живопись. Художник участвовал в постановке и создании костюмов для ряда опер Николая Римского-Корсакова, в том числе "Снегурочки" 1885 года и "Садко" 1897 года. В 20 веке советское правительство даже поручило ему разработать новую униформу, создав новый стиль шапки. Также Васнецов был знатоком архитектуры, занимался дизайном зданий, спроектировал церковь, собственную усадьбу (которая в 1953 году была превращена в музей его творчества) и фасад Третьяковской галереи в Москве.