«Душегубы» 2021г.
У Михаила Шахновича не жизнь, а сказка. Еще бы, сложно не кататься, как сыр в масле, если ты старший следователь прокуратуры. Конечно, не в Москве и даже не в Минске, но чем Витебская область не маленькое королевство, где можно стать царем и богом?
А у следователя Шахновича все схвачено.
Во-первых, он на хорошем счету у начальства, еще бы, раскрываемость у него 100% Если что-то происходит на его участке, то он по горячим следам находит преступника, а потом применяет к нему свой особый подход: сядет рядышком, поговорит по душам, да и готова явка с повинной. Этого упаковываем – ведите следующего!
Во-вторых, его вся шушера знает и боится. Ведь Михаил Кузьмич все обо всех «элементах» знает, если что может и к ногтю прижать. Ну или помочь избежать крупного «попадалова», только нужно договориться.
Ну и в-третьих, конечно, умение «договариваться». С кем-то за услугу, с кем-то за денежку. Ну а что? Надо же помогать друг другу.
И вся эта история началась с того, что в Витебской области пропал автомобиль инспектора ГАИ с самим инспектором. Тот отрапортовал, что преследует странный фургон, предположительно замешанный в ограблении ликеро-водочного магазина, а после этого сгинул.
Конечно, это тебе не пропажа сумочки у зазевавшейся гражданки, поэтому для поисков сотрудника выписали аж из самого Минска Леонида Ипатьева, старшего следователя по особо важным делам Республиканской прокуратуры.
И вот как-то сразу не понравился Михаилу Кузьмичу этот нахальный юнец. Ясное дело, что он честный и неподкупный, Михаил Кузьмич сразу же попытался забросить удочку, предложил в ресторан сходить, знакомство отметить… но Леонид Миронович наотрез отказался.
Ладно, нам с ним детей не крестить, пусть быстрее ищет сгинувшего гаишника, да в свой Минск проваливает.
Но в том квадрате леса, где шли поиски служебной машины и сотрудника, один из добровольцев находит тело девушки.
Ну не мог ты на пять метров в сторону от этого треклятого овражка взять! Нам же с ней морочиться теперь!!! – негодовал Шахнович.
А тут еще Ипатьев подскочил, сует свой нос минский и свои усишки модные в это дело!
На убитой девушке был интересный шарф (им же ее и задушили), явно не отечественного производства. Улика!
Скоро выходят на местного фарцовщика, который последним виделся с убитой. Ну все, дело закрыто, можно праздновать!
Но нет, опять влез этот Ипатьев, который утверждает, что подписавший признательное не только по убийству девушки, но и по ограблению винного магазина, следовательно и в убийстве сотрудника ГАИ, тело которого на тот момент уже нашли в болоте.
Все, дело можно закрывать и получать премию!
Но нет. Этот Ипатьев, помесь Жеглова с Шараповым, снова лезет не в свое дело, доказывая всем, что не мог инженер с завода провернуть такое, да и дела это разные. А еще он порылся в архиве и надумал, что в области кто-то уже много лет насuлует и душит девушек и молодых женщин. И это не просто разные случаи, это настоящая серия.
Полоумный! Придется его остепенить.
И следователь Шахнович начинает усиленно копать под Ипатьева, вытаскивая на свет божий темные секреты минского следователя по особо важным делам.
А девушки между тем продолжают погибать.
В основу сюжета сериала взято дело Геннадия Михасевича, т.н. Витебского Душителя, но его история идет здесь фоном. В центре событий – драматическое противостояние двух следователей республиканской и местной прокуратур.
Многие могут подумать, что все это сделано для того, чтобы уйти от чернухи, связанной с деятельностью Михасевича и показать, как «все прогнило в Датском королевстве». Но нет, милицейский произвол в этой истории был на самом деле, прототипом Шахновича стал печально известный Михаил Кузьмич Жавнерович, а Ипатьева – Николай Иванович Игнатович.
Подробнее об этих событиях можно посмотреть в документалке «Витебское дело», о которой я писала в мае 2020.
Что можно сказать о самом сериале? Его снимали для телеканала НТВ, но не спешите ставить на нем крест. По сравнению с теми «ментовскими войнами», которые постоянно транслируются по этому телеканалу, «Душегубы» достаточно мягкий и лайтовый, а смотреть его приятно и интересно.
Это и модная сейчас ностальгия по 80-м.
Это и приятный главгерой Ипатьев и антагонист Шахнович, которого блестяще сыграл Александр Самойленко.
Даже любовная линия (на самом деле целых две) не кажется такой радужно-блевотной, а вполне вписывается в сюжет.
Для того, чтобы отойти от откровенно жестоких «Фишера» и «Чикатило» и сделать передышку, этот сериал самое оно.
Вывод: «Тебя посодют, а ты не воруй!» (с)
Елизавета Бyта "Дyшегyб. История серийного yбийцы Михасевича"
Такое впечатление, что, когда начинают говорить о Михасевиче, он ассоциирyется только с одним словом и ничего дрyгого, кроме "дyшегyб" в его адрес не придyмывается...
Я, вот честно, не очень высоко оцениваю литератyрное yмение Елизаветы Бyты, но можно же на досyге и отвлечься...
Итак, в дело снова вступает наша отечественная «Филиппа Грегори» от мира серийных убийц.
Эта книга понравилась мне больше, возможно, я просто привыкла к манере повествования Елизаветы: долго рассказывать о детстве, указывать, что повлияло на «становление героя», а потом --- ррраз!!! – «Приговор: расстрел!» То есть нет вот этих промежуточных этапов. Точнее, они есть, но эти этапы заняты рассказом о деятельности следователя прокуратуры БССР Михаила Жавнеровича, который, в принципе, сначала хотел сеять доброе-умное-вечное, но потом прогнулся под систему и стал известен тем, что у него не было нераскрытых дел.
И тут очень интересная аналогия получается: кто же страшнее – душегуб Михасевич, убивающий только ради того, чтобы «снять напряжение» или Жавнерович – человек, наделенный властью и отправляющий невиновных людей в тюрьму на долгие сроки или вообще под расстрельную статью.
Невиновных людей не бывает. Если не за это дело, так за какое-нибудь другое.
«Светлой стороной» тут выступает Игнатович, но в силу своего характера, он не очень популярен у коллег, да и начальство расценивает его больше как надоедливый банный лист – чего рассусоливать? Вот у Жавнеровича дела, как горячие пирожки – раз и сразу оформлены для передачи в суд.
В конце для всех троих все заканчивается не очень радужно – у Михасевича понятно почему, а вот и Жавнерович, и Игнатович не жили после «Витебского дела» долго и счастливо, это не голливудский фильм, тут свой сценарий.
Для меня книга закончилась слишком быстро – я только начала входить во вкус, и вот – уже все.
Снова без кровавых подробностей, легко, незамысловато, без чернухи. Как будто специально для зачитывания в прайм-тайм по федеральному каналу.
Вывод: и для нежных маргариток найдется своя Елизавета Бyта, которая расскажет про коровищщy и кИшки, но так, бдто единорог наблевал радyгой.