Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Ретроспектива 70-х. Deep Purple

Большинство любителей хард-рока 70-х на вопрос о любимой группе, играющей в данной музыкальной стилистике, в числе первых (а иногда и первой) назовёт Deep Purple. И именно из за этой очевидности я специально не спешил делать обзор альбомов этого коллектива в рубрике "Ретроспектива 70-х". И так было понятно что без упоминания этой легендарной команды не обойтись.

Так совпало что первые три альбома группы записанных в первоначальном (оригинальном) составе (Mark I) остались в 60-х (к ним я обязательно вернусь, но позднее), а начиная с альбома "In Rock" Deep Purple существовал в составе Mark II, который принято считать классическим, "золотым": Гиллан, Блэкмор, Лорд, Гловер, Пэйс. Как минимум трое из этого состава, а именно Ричи Блэкмор, Иэн Пэйс и Джон Лорд, считаются музыкальными критиками музыкантами(инструменталистами)-виртуозами. Впрочем и Гиллан как вокалист - далеко не рядовой- его вокальный диапазон в 4 октавы являлся редкостью и недостижимой мечтой для большинства рок-исполнителей. Но речь конечно о прошедшем времени. Увы, но вокальные данные с годами утрачиваются и те ноты, которые вокалист мог взять в молодости, в преклонном возрасте ему уже недоступны. Достаточно вспомнить "Child In Time": если в период 1970-73 гг. группа регулярно исполняла её на концертах, то начиная с воссоединения в 1984 м всё реже и реже. И последние лет 30 Гиллан её уже не поёт - не вытягивает. Но сегодня у нас ретроспектива 70-х, а значит не будем о грустном. Итак год 1970-й и альбом "In Rock".

Вышедший 5 июня 1970 года на лейбле Harvest Records "In Rock" стал четвёртым студийным альбомом Deep Purple и, наверное, именно с него началось триумфальное восхождение группы к вершинам популярности. Начиная с этого альбома, стиль группы кардинально поменялся. Deep Purple заиграли в стиле хард-рок практически одновременно с такими группами, как Black Sabbath, Led Zeppelin, Uriah Heep, и считаются одними из основателей и классиков этого жанра. По словам музыкального критика, «пластинка стала эпицентром разрушения, свежей струёй в роке 1970-х годов и поворотом в истории, в котором были заложены корни стиля хеви-метал».

Deep Purple in Rock стал прорывным альбомом группы в Европе и занял четвёртое место в национальном хит-параде Великобритании, оставаясь в чартах более года. Сопутствующий ему сингл «Black Night» достиг 2-й строки. Включён в разнообразные списки лучших альбомов, в том числе, журналом Classic Rock — в список «100 величайших британских альбомов всех времён» и журналом Q — в список «50 лучших альбомов 70-х годов». В 2018 году американский сайт Ultimate Classic Rock поставил альбом на вершину своего рейтинга лучших работ Deep Purple. Сертифицирован как золотой диск в Великобритании, США, Франции, Нидерландах и Аргентине.

Альбом многократно переиздавался. В 1995 году, к 25-летнему юбилею альбома, вышла новое ремастированное издание с большим количеством бонус-треков.

Обложка альбома была разработана менеджментом группы, на ней изображена гора Рашмор с лицами участников группы вместо президентов США. Первоначальный релиз содержал разворотный конверт с полными текстами песен и набор чёрно-белых фотографий участников группы. Позже появились и конверты без разворотов.

Альбом Deep Purple in Rock и сингл «Black Night» (с композицией «Speed ​​King» на второй стороне) были выпущены в Великобритании 5 июня 1970 года лейблом Harvest Records. В США альбом был выпущен компанией Warner Bros. Records ( у меня как раз американская пластинка), при этом в американском издании сокращено инструментальное вступление к «Speed ​​King», которое длится чуть больше минуты. Мексиканское издание альбома (лейбл Capitol Records) включает песню «Black Night», поставленную на первое место.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=vuxljLxapLU

Кстати без «Black Night» до сих пор не обходится ни одно живое выступление группы.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=10zbW-mK2x4

И "Speed King" группа исполняет на концертах до сих пор. А вот "Child In Time", как уже было сказано выше, увы и ах. Но по счастью мы можем посмотреть видео и послушать эту композицию в записи.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=OorZcOzNcgE

Пятый студийный альбом Deep Purple, названный Fireball, был записан в период с сентября 1970 до июня 1971 года и выпущен лейблом Harvest Records 9 июля 1971 г. в США и 1 сентября того же года в Великобритании.

Стилистически Fireball заметно отличается от In Rock поскольку это было время, когда музыканты активно экспериментировали. Allmusic назвал его одним из четырёх важнейших альбомов группы, наряду с Machine Head, In Rock и Burn. В 2018 году сайт Ultimate Classic Rock поставил Fireball на 4 место рейтинга лучших работ Deep Purple.

Альбом (как и его предшественник) записывался в De Lane Lea Studios, а также в Olympic Studios (располагавшую оборудованием для 16-канальной записи). Йэн Пейс экспериментировал со звуком — он ходил вне студии с малым барабаном и колотил в него, отмечая изменения звука; в результате барабанная установка была расположена в коридоре. Партия Лорда на пианино «No One Came» была замедлена, затем ускорена на плёнке, реверсирована и перегружена в случайном порядке. Прифанкованая партия Блэкмора в «No No No», вероятно, навеяна Шугги Отисом (которым, по словам Гловера, вдохновлялся в те времена Ричи). Основой для «I’m Alone» (не вошедшей в альбом) послужил инструментал «Grabsplatter», записанный в ходе сессий In Rock; трек записали всего за час и свели к 5 часам утра.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=cgKGXwoZ_Nk

Йэн Гиллан, в отличие от остальных членов группы, считает данный альбом классикой Deep Purple. Тем не менее, он заметил, что включение в альбом «Anyone’s Daughter» (в стиле кантри и с шутливой лирикой) было весёлой, но ошибкой («A good bit of fun, but a mistake»). Джон Лорд выделял несколько треков альбома, такие как «No No No» и «Fools», и особенно отметил игру Пейса в заглавной композиции.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=e9PlJbtkFpc

В американскую, канадскую и японскую версии винилового релиза альбома вместо «Demon’s Eye» был включён трек «Strange Kind of Woman», выпущенный синглом в феврале 1971 года и поднявшийся до восьмого места в британских чартах. В первую неделю было продано 20 000 копий. Основа «Strange Kind of Woman» возникла в ходе двухнедельных репетиций в деревушке Вэлкомб, Девоншир, в декабре 1970 года; впоследствии её было решено выпустить синглом вместо «Freedom», отправившейся в архив.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=rRW-wjgA53M

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=H7Gne6XPJ8Q

Machine Head — шестой студийный альбом Deep Purple. Именно в нём появляется одна из самых популярных и узнаваемых композиций группы «Smoke on the Water», ставшая пожалуй главной визитной карточкой коллектива. Текст этот песни основан на впечатлении от реального события (пожара), произошедшего в ходе записи альбома. Machine Head часто упоминается как оказавший огромное влияние на развитие раннего метала и хеви-метала, в частности.

Альбом вышел в марте 1972 года одновременно в Великобритании, Германии, Франции, Японии и США. Дата выхода в Великобритании — 25 марта. В том же году в Великобритании был выпущен квадрофонический вариант пластинки.

Коммерчески это самый успешный альбом за всё время существования группы. Он возглавил музыкальные чарты в десяти странах, включая Великобританию. Альбом оставался в топе-40 этой страны на протяжении 20 недель, и в топе Billboard 200 на протяжении 118 недель, достигнув максимальной позиции на 7 строчке. В 2002 году он занял 10-ю позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала Classic Rock. В 2018 году сайт Ultimate Classic Rock поставил альбом на 2 место рейтинга лучших работ Deep Purple.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=UAKCR7kQMTQ

В период с сентября по октябрь 1971 года группа много гастролировала по Великобритании, исполняя песни из своих предыдущих альбомов, большей частью, Deep Purple in Rock и Fireball, но также анонсируя новый материал, который в будущем вошёл в альбом Machine Head. Затем начался тур по Соединенным Штатам, но после двух концертов он был прерван из-за того, что Гиллан заболел гепатитом. Deep Purple устали от концертов и с нетерпением ждали момента начала студийной работы. При этом музыканты давно чувствовали, что их студийные записи звучат не так хорошо, как живые выступления, и хотели записываться на сцене. Им посоветовали делать студийные записи за пределами Великобритании, чтобы избежать высокого подоходного налога.

В результате Deep Purple решили записывать свой новый альбом в Montreux Casino в Монтрё (Швейцария) в декабре 1971 года. Казино представляло собой большую арену с несколькими развлекательными заведениями. Группа выступала там в мае 1971 года и подружилась с Клодом Нобсом, основателем и генеральным менеджером Montreux Jazz Festival. Каждую зиму казино закрывалось на ремонт, что позволяло использовать его как площадку для звукозаписывающей студии. Deep Purple забронировали Rolling Stones Mobile Studio — передвижную студию звукозаписи, созданную в конце 1960-х годов группой Rolling Stones, которая вскоре приобрела популярность и стала часто использоваться многими другими исполнителями, в том числе, такими известными, как The Who, The Faces и Led Zeppelin.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=6JRL1TdK1Bg

Deep Purple прибыли в Монтрё 3 декабря 1971 года, предполагая сначала дать серию концертов, а затем приступить к студийной работе. Однако в этот план пришлось внести изменения, вызванные непредвиденным событием: во время выступления Фрэнка Заппы и его группы The Mothers of Invention один из зрителей выстрелил осветительной ракетой в крышу здания, вследствие чего начался пожар, и казино полностью сгорело. Deep Purple пришлось переместиться в расположенный поблизости театр Pavilion, где они записали основные треки для песни, ставшей впоследствии «Smoke on the Water». Однако оттуда группу быстро выселили, так как местные жители пожаловались в полицию на шум. В результате Deep Purple нашли пристанище в пустующей гостинице Hôtel des Alpes-Grand Hôtel на окраине Монтрё, где в период с 6 по 21 декабря 1971 года и был записан альбом.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Rfirxs_NUcE

Who Do We Think We Are — седьмой студийный альбом группы Deep Purple. Записан в период с июля по октябрь 1972 года, выпущен в январе 1973 года лейблом Purple Records. Это последний альбом Deep Purple, записанный в классическом составе группы «Mark II» (c вокалистом Иэном Гилланом и басистом Роджером Гловером) в семидесятые годы и остававшийся последней работой состава «Mark II» вплоть до выхода в 1984 году альбома Perfect Strangers.

Запись диска проходила в июле 1972 года в Риме и в октябре того же года во Франкфурте с использованием передвижной студии Rolling Stones Mobile Studio. Первым треком, записанным в июле, стала открывающая альбом песня «Woman from Tokyo», текст которой был навеян первым концертным туром группы по Японии. Другой трек, выпущенный с сессий в Риме, названный «Painted Horse», не вошёл в этот альбом (позднее его включили в число бонус-треков, а также некоторые альбомы-сборники, например, The Mark II Purple Singles). Остальные композиции были записаны во Франкфурте после нескольких гастролей в разных странах, включая Японию (записи концертов в Осаке и Токио составили знаменитый альбом Made in Japan).

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=uIaXva9akfs

Группа в тот период была раздираема внутренними конфликтами и запись альбома превратилась в сущий кошмар. Поскольку участники почти не разговаривали друг с другом, многие песни были закончены только после того, как было составлено расписание, чтобы они могли записывать свои части отдельно. Иэн Гиллан впоследствии сравнивал этот альбом с The House of Blue Light 1987 года: «Всё то же самое: отличные песни, но полное отсутствие взаимопонимания у музыкантов и… слабый моральный дух». Роджер Гловер вспоминал, что Блэкмор на момент записи «не желал работать с чьими-либо идеями, кроме собственных»

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=HOg4uOmnP_8

Большинство музыкальных критиков оценили альбом весьма прохладно. Так, рецензент сайта AllMusic писал: «Значительно уступая всем трем своим знаменитым предшественникам, альбом показал измученную группу, явно трещащую по швам. За исключением открывающей песни Woman From Tokyo, которая своим фирменным риффом Ричи Блэкмора намекает на былую славу, остальные композиции альбома ужасно непоследовательны и показывают, что группа просто плывёт по течению».

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=rmAvlyV_c4s

Who Do We Think We Are не поднялся выше 4-й позиции в Великобритании и 15-й в чартах США. Тем не менее, Deep Purple оставались одним из самых коммерчески успешных проектов в мире благодаря альбомам Machine Head и Made in Japan, а также многочисленным гастролям.

Иэн Гиллан в 1984 году вспоминал: "Мы только-только завершили непрерывные гастроли, продолжавшиеся 18 месяцев. Каждый из нас в какой-то момент <тура> серьёзно болел. Оглядываясь в прошлое <я понимаю>: будь у нас приличный менеджер, он сказал бы: «Ладно, хватит, отдохните месяца три. Даже к инструментам не прикасайтесь». Вместо этого нас вынудили к назначенному сроку закончить альбом. А следовало бы остановиться. Думаю, если бы мы сделали это, Deep Purple существовали бы по сей день" (думаю Гиллан имел ввиду существование в конкретном составе).

Ну вот мы и добрались до восьмого студийного альбома прежде всего примечательного тем,что он был записан новым составом Deep Purple который принято называть Mark III.

Burn вышел в феврале 1974 года на EMI/Purple (в Великобритании) и Warner Bros. в США.

В апреле 1973 года Лорд и Пэйс посетили выступление Trapeze в клубе «Whiskey A-Go-Go» в Лос-Анджелесе и заинтересовались поющим басистом Гленом Хьюзом. Уже в мае Хьюзу поступило предложение от Лорда присоединиться к Deep Purple, однако Гленн ответил отрицательно. Но, в конечном счёте его привлекла возможность играть в одной группе с Полом Роджерсом, которого Ричи Блэкмор хотел получить на роль вокалиста.

Однако Роджерс ушёл в Bad Company, и группа через музыкальные издания анонимно объявила конкурс на вокалиста, в результате которого был приглашён малоизвестный Дэвид Ковердэйл, дававший выступления с локальными (т.е. местными) группами в Рэдкаре. По воспоминаниям Йэна Пейса, демозапись Ковердэйла звучала «ужасно, Дэвид напоминал Скотта Уокера», однако «в одной из песен он спел на октаву выше, всего в трёх-четырёх тактах», и это сыграло определяющую роль. Прослушивание состоялось в августе 1973 года, в Scorpio Sound Studios; к новичку отнеслись очень доброжелательно: «Они ни разу не прервали меня, не попросили повторить тот или иной фрагмент. Я бы с радостью спел им „Child in Time“, но они запротестовали: „О, нет, давай её пропустим, что там следующее?“ Я в то время совершенно не осознавал, насколько это была мощная и знаменитая команда». Спустя неделю Ковердэйл был утверждён.

Ковердэйл быстро понял, что ведущим композитором в группе является Блэкмор: «Ричи был очень занят. У него было полным-полно восхитительных, свежих идей, совсем не похожих на музыку тех стереотипных Purple, что я прослушивал, изучая „досье“ группы». Группа совершенно не опасалась брать новичка на место Йэна Гиллана: «Мы очень хорошо всё взвесили и обдумали. В голосе Дэвида достаточно индивидуальности и своеобразия. Он был очень не похож на вокал Гиллана, а потому ни о каком сравнении не могло быть и речи»

Состав Mark III.
Состав Mark III.

Репетиции начались 9 сентября 1973 года в глостерширском замке «Клиауэлл». Burn был записан в ноябре 1973 года в Монтрё, Швейцария (Mobile Studio The Rolling Stones), а смикширован в Британии на студии Йэна Гиллана «Kingsway Recorders». Конфликтов во время записи не возникало, решающее слово оставалось за «старожилами» группы; при этом под влиянием Ковердэйла и Хьюза звучание Deep Purple стало более блюзовым, стали проявляться элементы фанка и соула. Для Пейса это была возможность попробовать «нечто новенькое, интересное в ритмическом плане»

Рифф к заглавной композиции был придуман во время репетиции в замке «Клиауэлл», хотя Блэкмор отметил возможное подсознательное заимствование у Джорджа Гершвина из «Fascinating Rhythm /Someone to Watch Over Me». Песня «Burn» первоначально имела другой текст и называлась «The Road»; Ковердейл называл итоговые тексты к «Burn» и «Stormbringer» «научно-фантастическими эпосами» и отмечал своё желание угодить Блэкмору. Композиция стала большим хитом, а её основная мелодия уступает по узнаваемости только легендарной «Smoke on the Water».

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=t4fDCwDiWJQ

«Might Just Take Your Life», имеющая блюзовый оттенок, стала одной из первых композиций с двумя ведущими вокалами. «Lay Down, Stay Down», по мнению Пейса, вполне могла звучать на альбомах состава Mark II. На пульсирующий ритм «Sail Away» повлияло творчество Стиви Уандера; её текст Ковердейл называет своей первой выдающейся работой и высказывает мнение, что эту песню должен был исполнять кто-то один — либо он, либо Гленн, — так как «два вокалиста лишают её нужной сентиментальности и атмосферы». В «You Fool No One» манера вокала немного позаимствована у Cream, а в игре Пейса Хьюз отмечает влияние Led Zeppelin; композиция была записана очень быстро. «What’s Going On Here» — 12-тактовый блюз под влиянием Джими Хендрикса, записанный в весёлой атмосфере. Для «Mistreated» Ковердэйл и Хьюз записали «очень эффектные» вокальные партии, однако Блэкмор стёр данную версию, потому что, по его мнению, столь яркий вокал заглушал его гитару. Идея инструментала «A200» родилась спонтанно; он не предусматривал текста и получил своё название в честь гигиенической мази.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=JZGxOBeESnY

Став хитом, «Burn» в течение следующих двух лет открывала все концерты Deep Purple. Однако после воссоединения группы в формате «Mark 2» с Иэном Гилланом в качестве вокалиста эта песня вообще выпала из репертуара, так как Гиллан отказался исполнять песни Ковердэйла, но исполнялась с Тёрнером в туре 1991 года. Тем не менее, Ричи Блэкмор в 1993 году, а также пришедший ему на замену Стив Морс играли основной рифф из «Burn» в концертной версии «Speed King».

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=pdNbBL4PnU4

«Stormbringer» (в переводе с англ. — «Буревестник») — девятый студийный альбом британской группы Deep Purple, вышедший 10 декабря 1974 года. Это второй и последний альбом Deep Purple записанный составом Mark III.

-7

Альбом был записан в августе 1974 года на студии Musicland в Мюнхене. Микширование было выполнено в Лос-Анджелесе на студии Record Plant в сентябре. Многие песни, привезённые группой в США, были достаточно сырыми. К примеру, вокальные партии для композиции «Soldier of Fortune» накладывались на музыку уже в Америке.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=cdJHRkVU1P0

Работа над пластинкой проходила в напряжённой атмосфере. Сильные элементы фанка и соула, привносимые Хьюзом и Ковердэйлом, не устраивали Блэкмора (фактически, альбом представляет собой смесь заимствований Ковердэйла из блюза, элементов фанка, которым увлекался Хьюз, типичных хард-роковых риффов Блэкмора и классических органных партий Лорда). Гитарист избегал общения с другими участниками группы, и, наоборот, всё чаще контактировал с Ронни Джеймсом Дио и остальными музыкантами Elf, которые позже войдут в состав его нового коллектива Rainbow. Блэкмор говорил о записи пластинки: «Со мной были не те люди, с которыми мне бы хотелось записывать альбом». В то время он испытывал негативные эмоции ко всем окружающим. Возможно, это могло быть вызвано шедшим у него тогда бракоразводным процессом. О вероятном уходе Ричи из группы стало известно в феврале 1975 года, во время американского турне. Отход группы от привычного звучания удивил также и руководство Warner Bros. После концерта 7 апреля 1975 года в парижском Palais des Sports Блэкмор покинул Deep Purple.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=GSXhqLaWaq0

Название «Stormbringer» («несущий бурю», «буревестник») навеяно творчеством Майкла Муркока. При оформлении обложки альбома Stormbringer был использован фотоснимок торнадо, сделанный в 1927 году в штате Миннесота.

Come Taste the Band — десятый студийный альбом Deep Purple, вышедший 10 октября 1975 года стал последним альбомом перед распадом группы 16 марта 1976 года и единственным с участием гитариста Томми Болина, который заменил Ричи Блэкмора, а также последним из трёх альбомов с Дэвидом Ковердэйлом на вокале и Гленном Хьюзом на бас-гитаре, поскольку ни один из троих не будет задействован в воссоединённом Deep Purple в 1984 году. Это также единственный альбом, в котором нет ни Блэкмора, ни Иэна Гиллана, поскольку в каждом предыдущем и последующем альбомах присутствует по крайней мере один из них. Этот состав участников обозначается как Mark IV.

-8

Будучи недовольным направлением «гуталинового фанка», в котором развивалась музыка Deep Purple, Блэкмор покинул группу в апреле 1975 года. Лорд и Хьюз были подавлены (последний тоже думал об уходе, но разговор с Дэвидом Боуи о поиске нового гитариста для Purple изменил его настроение); Ковердейл планировал записать сольный альбом с привлечением текущих участников группы. На общем собрании было решено сохранить группу под прежним названием (Дэвид предлагал такие варианты как «Bad Company», «Purple» и «The Deeps») и отыскать нового гитариста. Впоследствии Пейс и Лорд признавали ошибочность этого решения, отмечая и давление со стороны звукозаписывающей компании.

В списке кандидатов от Ковердэйла первым шёл Джефф Бек, вторым — Рори Галлахер, а третьим — малоизвестный американец Томми Болин (также прослушивался Клем Клемпсон из Humble Pie). Прослушивание Болина быстро превратилось в общий джем, и его кандидатура была утверждена. По утверждению Джона Лорда, «своей кипучей энергией Томми, по сути, вдохнул жизнь в обезглавленную цыплячью тушку».

В июне-июле группа репетировала в Pirate Sound Studios в Голливуде; запись диска проходила с 3 августа по 1 сентября 1975 года в студии Мюзикленд в Мюнхене, ФРГ. Именно тогда стало известно о серьёзных проблемах с наркотиками у Болина и Хьюза. К моменту готовности альбома на 80 % Хьюза пришлось выслать самолётом в Англию; партии бас-гитары исполнял Болин. По свидетельству Лорда, когда на Томми «находили периоды просветления, он вкалывал как электростанция» — при этом он постоянно подстёгивал себя наркотиками. Для записи Болин использовал эффекты Sam Ash и Echoplex.

В композиции «The Dealer» партии совместного вокала исполнил Томми Болин.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=znwlJWavIw0

«Lady Luck», написанная Джеффом Куком (коллегой Болина по Energy), получила новый текст. Лирику к «Dealer» Ковердейл писал, держа в уме зависимость Хьюза (по словам Болина, «это песня о наркотиках — когда они у тебя есть, это лучшая штука в мире, а когда их нет — хуже них ничего и быть не может»). «Owed to 'G'» Болин описал как «хард-рок Джорджа Гершвина». Композиция «You Keep On Moving» была сочинена Ковердэйлом и Хьюзом на раннем этапе работы над альбомом Burn, в курортном городке Рэдкар; Лорд считает её одной из величайших композиций группы.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=IrDIBTdfVXg

Альбом вышел 10 октября; а в конце года «Deep Purple» начали мировое турне (с целью свести проблемы к минимуму к Хьюзу и Болину были приставлены персональные опекуны). Однако гастроли обернулись для Deep Purple неприятным сюрпризом: они не были готовы к столь сильному неприятию гитариста со стороны американской, а вслед за ней — и британской публики. После тура в поддержку альбома группа распалась. Последний концерт в этом составе состоялся 15 марта 1976 года и через день группа распалась. Официальное сообщение о том, что Deep Purple прекратил своё существование, было опубликовано только через 4 месяца, 19 июля.

Через 5 месяцев после этого, 4 декабря, Томми Болин скончался от сердечного приступа, спровоцированного передозировкой наркотиков.

Такова краткая история группы Deep Purple в 70-е годы. Но были ещё 80-90-е и есть два десятилетия XXI века, где мы всё ещё имеем счастье наблюдать и слушать кумиров нашей юности. Вечная память тем из них, кого уже нет в живых и долгая лета тем, кто ещё с нами!