Вилли Герольду было 7 лет, когда нацисты пришли к власти. Когда началась война – 14. В армию его призвали в 1943 г. сразу после 18-летия. Причём не абы куда, а сразу в десантники. Рядовой Герольд даже успел поучаствовать в боях на Итальянском фронте. В апреле 1945 г. его часть оказалась на северном участке Западного фронта на голландско-немецкой границе.
Здесь в условиях полного развала Герольд дезертировал. Вскоре он случайно обнаружил брошенную машину, в которой оказалась форма капитана Люфтваффе с Железными крестами 1-й и 2-й степени и серебряным нагрудным знаком «За ближний бой». Герольд переоделся в эту униформу, после чего стал собирать вокруг себя таких же дезертиров. Когда отряд натыкался на патрули, Герольд настолько эффектно кидал понты и заговаривал зубы, что «настоящим» офицерам не приходило в голову потребовать у «капитана» документов для подтверждения личности.
11 апреля импровизированный отряд в несколько десятков человек прибыл в эмсландский лагерь «Ашендорфермур», где содержались до 3 тыс. бывших военнослужащих Вермахта, осуждённых за различные воинские преступления (дезертирство, неповиновение, неисполнение приказа и т.д.). Руководству лагеря и местному партийному начальству Герольд представился как «личный уполномоченный фюрера», которому на самом верху дали указание «навести порядок» в округе самыми решительными мерами. В течение следующей недели группа Герольда и он лично убили и замучили от 150 до 170 заключённых, которых потехи ради расстреливали из зенитных пулемётов и закидывали гранатами. При этом каких-то узников «капитан» по своей прихоти отпускал, а то и принимал к себе в отряд. Если у местных руководителей и возникали подозрения в этом залётном «уполномоченном фюрера», то проверить их они не могли, так как связь с Берлином к тому моменту уже была оборвана.
19 апреля британские ВВС разбомбили лагерь, большая часть выживших заключённых сбежала, и ловить здесь стало нечего. Отряд Герольда отправился дальше.
В следующие 10 дней Герольд наводил ужас на всю округу. Так, например, его молодчики повесили фермера, который заранее вывесил белый флаг, а также убили пятерых голландцев, которые содержались в ближайшем полицейском участке по подозрению в шпионаже. Довольствие отряда было поставлено на «самообеспечение». Пили и кутили за счёт принимающей стороны.
Лишь в последние апрельские дни Герольду не повезло встретиться с ответственной полевой жандармерией, которая скрутила его во время попойки в очередном провинциальном отеле. Однако «настоящий» военно-полевой трибунал решил, что разбрасываться такими «талантливыми» мастерами перевоплощения было бы неразумно. Вместо расстрела Герольда отправили в отряд «Вервольфа» – так называли нацистских партизан, которые по идее должны были продолжить сопротивление даже после оккупации Германии.
Но умирать за Фатерланд Герольд больше не хотел. Практически сразу он снова дезертировал. Но ненадолго. В конце мая его поймали уже англичане, когда Герольд пытался своровать буханку хлеба, и отправили в лагерь для военнопленных.
Рассказы об «Эмсландском палаче» достигли британцев (это как раз была их зона оккупации), и они принялись расследовать это дело. Расследование привело к Герольду, и в августе 1946 г. он с десятком подельников предстал уже перед английским военным трибуналом. Суд признал Герольда виновным, и в ноябре того же года «Эмсландского палача» вместе с пятью другими членами его банды гильотинировали как уголовных преступников. На момент казни Герольду был 21 год. Раскаяния или сожалений о своих действиях он так и не высказал.
Подписывайтесь на Стальной шлем