Я искренне считаю мой родной Нижний Новгород одним из прекраснейших городов и для жизни, и для отдыха. И столь же искренне грущу, когда слышу, что делать здесь совершенно нечего. Да у нас столько всего, что я ещё везде не побывала. А ведь многие места раскрывают свою душу и красоту далеко не с первого свидания.
На этот год у меня были большие театрально-музейно-прогулочные планы. Посетить я успеваю многое, а вот успеть ещё и рассказать обо всем - этому надо учиться. Сегодня сбылась одна из давних задумок - сходить на экскурсию с нижегородским гидом Леной Митягиной. На Лену я в одной запрещённой сети подписалась, когда переехала в Москву. Ее блог на меня оказывал терапевтический эффект - могла в любое время погулять по родному городу. Ещё мы с детьми очень любим ее игру-бродилку, которую до сих пор можно купить в сувенирных магазинах.
Больше четырёх лет прошло с тех пор, как я узнала про блог. И сегодня я побывала на реальной экскурсии с Леной. Ходили с мужем (мы очень стараемся выбираться вдвоём хотя бы раз в месяц). Я ещё и оплатила эту экскурсию деньгами, заработанными на Дзене. Все сложилось )))
Выбрали мы такую знакомую, родную и исхоженную вдоль и поперёк Рождественскую. Нет, не скучно. Очень люблю выбирать для экскурсий что-то очень знакомое и обязательно узнавать новое.
Начали мы прямо как Минин и Пожарский в 1611-1612-м, когда повели ополчение на Москву. На площади Народного единства теперь стоит памятник Минину и Пожарскому (такой же, как в Москве).
Очень я люблю эту площадь, невероятно хороша она теперь, после того, как восстановили церковь и привели в порядок здания. Рельеф выгодно ее оттеняет, у меня всегда возникает ощущение, что кремлевские стены бегут на встречу этой красавице.
Дом с огромной историей - ночлежка Бугрова, в которой происходят события «На дне» Горького. В 2020-м году в рамках фестиваля уличного искусства «Место» художники восстановили историческую надпись, которая ранее была на фасаде (между первым и вторым этажом) - «Boдки не пить, песен не петь, вести себя тихо».
Ночлежек в окрестностях Рождественской было немало - места тут были злачные, в народе прозванные Миллиошкой (из-за соседства богатейших особняков на Рождественской и обилия босяков на соседних улицах). Но в бугровской не взимали плату за ночлег, тем она и была уникальна. А ещё бездомные здесь получали стакан кипятка и кусок хлеба. Рассчитана она была на 500 человек, но в холода сюда набивалось до 1500… Конечно, такая скученность людей - это дополнительные риски. Поэтому ночлежку и не делали круглосуточной - в шесть утра обитатели покидали ее, проводилась дезинфекция.
А куда идти? Летом поденная работа была - рядом река, возможность наняться грузчиком. Да и не замёрзнешь. А зимой? Так появилась чайная для бедноты, которую открыли на свои деньги богатейшие люди города - Дмитрий Сироткин и Николай Бугров, а инициатором выступил Максим Горький. Так как бедным людям сложно было иногда понять, что такое колонны, поэтому объясняли им, что доступное заведение находится в доме с большими столбами. Так родилось название - чайная «Столбы». Порция чая стоила там 2 копейки. «Пример разумной необидной помощи голодным и бесприютным людям» - писали о чайной в газете «Нижегородский листок» в ноябре 1901 года. Действовали здесь и небольшая амбулатория, библиотека, проводили литературные чтения. Горький никогда не считал зазорным посидеть с местными за копеечным чаем.
Дворики Рождественской хранят много тайн. В одном даже прячется дементор. Ночью фонарь в его руке светится. Довольно реалистичный и жутковатый памятник. Днём в толпе как-то спокойнее на него смотреть.
Это - двор доходных домов купца Переплетчикова, в одном из домов была гостиница, где останавливался Льюис Кэррол. Когда-то Нижний был обязателен для посещения у всех иностранцев наряду с Москвой и Санкт-Петербургом. С иностранцами сейчас - сложновато, но вот если Нижний для россиян будет обязательным к посещению, я буду рада.
Арка на Рождественской, 8 тоже обязательна к посещению. Ведь там были солярные склады богатейших купцов не только Нижнего, но и всей России. Дворы выглядят очень атмосферно. Там же находится очень милая кофейня «Кофеварка», где можно взять вкуснейший десерт и небанальный кофе!
Посмотрели на «Горьковскую пивоварню», куда, говорят, тоже захаживали Горький и Шаляпин. Раньше это был доходный дом купца Нестерова с какими-то питейными заведениями.
Напротив пивоварни - арка, где из заброшенного флигеля сделали галерею под открытым небом.
Ну очень харизматичный двор. Столько фильмов можно снять!
Выходили из двора через другую арку и увидели совершенно европейскую улочку.
У нас сегодня было все довольно нервно по погоде - обещали дождь. И если начинали мы экскурсию по солнышку, то заканчивали под неприятным ветром. Замёрзли. К счастью, улица Рождественская держит марку. Как была трактирно-ресторанной на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков, так и осталась. Проблемы, где поесть, вообще нет, есть только проблема выбора. Зашли в совершенно новое для нас заведение - бар «Мох», внутри которого находится бар «Охота». По сути - это одно заведение, два разных зала. Интересно и вкусно. Хорошая чайная карта, неплохой выбор коктейлей и запоминающаяся подача десертов. Основное меню очень мужское - то блюда из кабана, то из оленя.
Я очень люблю Рождественскую. Здесь можно бесконечно изучать обшарпанное дворики, которые гораздо ближе к началу двадцатого века, чем к веку двадцать первому. Можно искать призраков (о, сколько мистических историй связано с этой улицей). Можно заглянуть в хороший ресторан. Можно оценить творчество уличных художников…
Про Рождественскую:
Про игру: