Найти тему
Исследование Писания

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.108): ЯВЛЕНИЕ ИИСУСА ФОМЕ

“Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: «Мы видели Господа». Но он сказал им: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в бок Его, не поверю». После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: «Мир вам!» Потом говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в бок Мой; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой». Иисус говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие»” (Ин. 20:24–29).

Стихи 24, 25. Второе явление Иисуса ученикам было в основном ради Фомы, который хотя и был один из двенадцати, отсутствовал, когда Иисус явился ученикам в день Своего воскресения (20:19–23). Здесь, как и в 11:16 и 21:2, Иоанн даёт греческое имя и значение его арамейского варианта. Хотя Фома, называемый Близнец, упоминается и в Синоптических Евангелиях, только Иоанн даёт нам возможность узнать его ближе. Он изображается как верный, но пессимистично настроенный, ученик Иисуса (11:16). Он не отличался быстрым умом, но и не стеснялся признавать этого (14:5). В книге не сказано, почему Фомы не было с остальными учениками в день воскресения, но принимая во внимание его пессимизм, можно предположить, что он был в отчаянии. Возможно, он был из тех людей, которые предпочитают горевать в одиночестве. Однако, по Божьему провидению, во время следующего явления Иисуса он был с учениками.

«Другие ученики сказали» (не перфектная форма элегон, буквально «говорили и говорили») Фоме: «Мы видели Господа». Фома является примером человека, который не верит на основании свидетельства других людей. Несмотря на сказанное его товарищами, он оставался скептически настроенным. Чтобы убедиться в том, что Иисус действительно воскрес из мёртвых, ему нужно было увидеть и потрогать. Его требования к вере были безосновательны; похоже, что именно такое отношение осуждал Иисус в 4:48. Как бы то ни было, Фома сказал, что он ни за что, ни в коем случае не поверит, пока у него не будет осязаемых доказательств. Эта мысль усилена двойным отрицанием оу мэ. Ему нужно было самому увидеть следы ран от гвоздей на руках Иисуса. Затем ему нужно было вложить перст [палец] в раны от гвоздей и вложить свою руку в бок Иисуса. Подобное недоверие привело к тому, что этот ученик стал известен как «Фома неверующий». Однако справедливость требует признать, что он был не более недоверчив, чем остальные ученики. Если бы он был с ними, когда Иисус явился им впервые, он бы уверовал тогда, о чём свидетельствует его исповедание неделю спустя (20:28).

Стихи 26–28. «После восьми дней», то есть в следующее воскресенье (включая при подсчёте первый и последний день) Иисус явился ученикам Своим (20:26), как Он сделал это раньше. Нет никаких свидетельств, что Он являлся кому-то в этот период, последующий за прошлым воскресеньем. Он воскрес из мёртвых в воскресенье и в тот же день явился Своим ученикам в первый раз (20:19–23); в следующее воскресенье Он явился ученикам, когда они находились вместе, во второй раз (20:24–29). Поскольку ранние христиане регулярно собирались в воскресенье, они стали называть этот день «днём Господа» или «Господним днём» (Откр. 1:10), днём, в который они праздновали воскресение Иисуса. В этот день ученики, по-прежнему находясь в Иерусалиме, снова собрались вместе (вероятно, в том же помещении) за запертыми дверями, предположительно «из опасения пред иудеями» (20:19). В этот раз «и Фома с ними». Как и во время первого явления ученикам, Иисус внезапно появился среди них и поприветствовал.

Произнеся: «Мир вам», Иисус обратился к Фоме, практически повторив его слова, когда тот усомнился в воскресении (20:25). Иисус сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в бок Мой» (20:27). Он предложил сделать то, что единственное, по словам Фомы, могло б убедить его, что Иисус действительно восстал из гроба. Предложение Иисуса продемонстрировало Его сверхъестественное знание, так как Ему были известны и мысли Фомы, и его слова, сказанные другим (см. 2:25). После этого Иисус сказал Фоме: «И не будь неверующим, но верующим» (мэ гиноу апистос алла пистос). Повелительная форма с отрицательной частицей мэ гиноу предполагает, что что-то, что уже происходит, должно прекратиться. Иисус велел Фоме сменить свой скептицизм на веру. Он не был неверующим, но, кажется, сделал несколько шагов к неверию.

Насколько мы можем судить из текста, Фома не сделал того, что предложил ему сделать Иисус. Когда он увидел и услышал Господа, в этом уже не было необходимости. Можно не сомневаться, что он не протянул пальца или руки, чтобы коснуться ран Иисуса, поскольку Иисус сказал, что Фома поверил, потому что увидел Его (20:29). Подобно Марии Магдалине, которая в радостном потрясении воскликнула: «Раввуни!» (20:16), Фома произнёс: «Господь мой и Бог мой» (20:28). Возможно, Фома был упрямее других учеников, больше их сомневался в воскресении Иисуса, но, как и они, он поверил, когда увидел Его. Когда же он уверовал, его исповедание веры превзошло все остальные. Исповедание Нафанаила «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (1:49) воздало хвалу Иисусу в начале Его публичного служения; однако оно не отражало ту возвышенную истину, которую произнёс Фома. Его личное исповедание веры признавало Иисуса Богом, подтверждая сказанное Иоанном в самом начале его евангелия, что «Слово было Бог» (1:1).

Мы больше не находим в книге Иоанна исповеданий других учеников, признававших Иисуса Богом, как это сделал Фома. Поэтому он отнюдь не «Фома неверующий», но воистину «Фома верующий». Его признание и исповедание Иисуса было не абстрактным, а глубоко личным; он сказал: «Господь мой и Бог мой». Слово, переведённое как «Господь», хотя иногда и использовалось в качестве уважительного обращения, здесь стоит в его высшей форме, признавая Иисуса Повелителем. Фраза «Бог мой» никогда не использовалась по отношению к Иисусу никаким другим человеком, во всяком случае, в книге Иоанна. Для Фомы видеть Иисуса живым было доказательством, что Тот был не просто человеком, ибо простые смертные не восстают из могилы. Иисус был больше — Он был Богом!

Стих 29. Хотя во всех русскоязычных Библиях ответ Иисуса выглядит как утверждение: «Ты поверил, потому что увидел Меня», в некоторых греческих текстах он имеет структуру вопроса. Сравнивая конструкцию этого предложения с 1:50 и 16:31, Варнава Линдарс пришёл к выводу, что ответ Иисуса следует переводить как вопрос: «Не потому ли ты уверовал, что увидел Меня?» Однако настоящий контекст отличается от упомянутых отрывков, поэтому перевод в виде утверждения следует признать правильным. Фома проделал путь к глубокой и твёрдой вере, и его исповедание веры показывает, что у него больше не было никаких сомнений в воскресении Иисуса. «Своим торжественным и внушительным ответом Иисус не задаёт никаких вопросов, но провозглашает истину». Фома уверовал в воскресшего Иисуса, потому что, как и остальные ученики, увидел Его. К тому времени, когда Иоанн писал своё евангелие, прошло уже несколько десятков лет, как Иисус вознёсся на небеса. После вознесения уже никто не мог прийти к вере, просто увидев Его (за исключением Савла из Тарса, которому Он явился на дороге, ведущей в Дамаск; см. Деян. 9; 22; 26). Отныне к вере будут приходить без видения (2 Кор. 5:7; 1 Пет. 1:8).

Ответив Фоме, Иисус произнёс заповедь блаженства: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Хотя в Синоптических Евангелиях содержится немало заповедей блаженства, в книге Иоанна мы находим лишь две: здесь и в 13:17. Некоторые комментаторы считают, что эта заповедь блаженства на самом деле является упрёком Иисуса Фоме; если это так, то этот упрёк следует признать мягким. Если здесь сказано, что Фома поверил только лишь потому, что увидел, то это же можно сказать и обо всех остальных, упомянутых в книге Иоанна. Возможно, некоторые поверили на неделю раньше Фомы, но ведь и они поверили только после того, как сами увидели Иисуса. Даже о любимом ученике мы читаем, что он «увидел, и уверовал» (20:8), хотя свидетельством, приведшим его к вере, была не личная встреча с воскресшим Иисусом, а лежащие в гробнице пелены. Иисус сказал, что другие люди будут лишены чести, дарованной Фоме; их вера в Него не будет результатом того, что они увидят своими глазами.

После вознесения Иисуса на апостолов был излит Святой Дух. Эти апостолы возлагали руки на разных людей, передавая им те или иные духовные дары; и апостолы, и пророки со временем записали Божье откровение. Для будущих верующих вера станет результатом услышанного или прочитанного. Для всех людей, живущих сегодня, вера опирается исключительно на Слово, потому что все апостолы и те, на кого они возлагали свои руки, умерли. «Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божьего» (Рим. 10:17). Именно по этой причине Иоанн написал своё евангелие, о чём он и сказал в последних двух стихах настоящей главы.

Псалмы / Псалтирь