Выпускаю в свет свою исследовательскую сторону, поэтому покажу результат контент-анализа школьных учебников для 1 класса. Это важно, поскольку в школе помимо основного обучения по программе происходит скрытое научение, например, гендерной социализации (чем должны заниматься девочки, а чем мальчики).
Для сравнения я выбрала учебники 1 класса по гуманитарным предметам, программы 20 и 21 веков, а также учебники по русскому и немецкому (европейский образец) языкам.
1) Горецкий В. Г. Букварь
2) Закожурникова М. Л. Русский язык. Учебник для 1 класса трёхлетней начальной школы.
3) Ефросинина Л. А. Литературное чтение 1 класс
4) Иванов С. В. Русский язык 1 класс (в двух частях)
5) Sigrid Xanthos-Kretzschmer. Schülerbuch „Fabuli“.
Обратимся к выводам и обсудим находки:
- Мужские персонажи в учебниках появляются чаще, поэтому становятся более значимыми за счет их более частого упоминания. И это не изменилось со сменой веков. Однако европейские учебники более близки к гендерному равенству, чем отечественные.
Образы мужчин и женщин в учебниках
- Мужской персонаж очень умный, правильный и моральный человек, заботящийся о других. У него много хобби, знаний и навыков. Сопровождают мужского персонажа оружие, транспорт, мясная еда. Ему присваиваются чисто мужские профессии, зато довольно почётные. При этом в 21 веке упоминается больше творческих профессий.
- Женский персонаж представляется заботливым, занимается уходом за другими, работой по дому и творчеством, но при этом инфантильным. При описании предметов, сопутствующих женским персонажам, используется ласковая форма слова, и сами предметы несут такой же окрас. Образ предполагает наличие цветов, туфель на каблуках и игрушек. Однако женщины в книгах XX века вполне эмансипированы, выступая также строителями, таксистами, рабочими. Почему-то в учебниках 21 века женские персонажи дополняются негативными чертами, которые составляют 2/3 от упоминаний и остаются среди чисто женских профессий.
То есть выстраивается классическое представление о женщинах, которые тащат весь быт на себе, но при этом называются “слабым полом”. Правильно ли это? Женщины, родители девочек, согласны ли вы растить своего ребенка с такими предубеждениями?
Предлагаю уделять всем больше внимания гендерной социализации в школьной программе и фильтровать ее проявления. Многие крайности можно сгладить и тем самым воспитать более целостную и сильную личность.
Своё мнение можно оставить в комментариях, даже если оно противоречит моему. Прошу помнить о необходимости аргументировать свою позицию.