-Ты не можешь так поступить. Стыдно, Ирин, даже не думай.
-А ему можно было? Ему не стыдно?
Ирина вскочила, нервно прошлась по комнате, заламывая руки - в сорок потерять мужа, казалось чем-то страшным, непостижимым. Подруга не стала ничего отвечать, тщательно рассматривала паркет и молчала - она и сама не знала, как поступила бы в этой ситуации.
Взгляд Иры упал на чёрный платок, что приготовили ей родные на церемонию, в душе что-то больно щёлкнуло, провалилась. До сих пор не верилось, что его больше нет... Но даже это она смогла бы пережить, справиться, если бы не одно "но".
-Ладно бы, плохо жили, ругались, душа в душу жили, лучше всех в округе. Надо же было мне такое испытание...
Она прислонилась к стене, обхватила руками лицо ладонями и заплакала.
У них и правда была дружная семья - в этом году справили двадцать лет совместной жизни, вырастили двоих детей - погодок.
Познакомились в студенческие годы, полюбили друг друга, сразу поженились. Со временем их любовь только крепла, рождалось взаимопонимание, уважение, забота, трепет друг к другу.
Не повредило им и богатство - оба начинали бедными студентами, ели лапшу быстрого приготовления, жили в общежитии с общим туалетом на пятнадцать семей, на всем экономили.
Роман как то сразу понял, что нужно крутится, рисковать - ушёл с завода, купил в кредит грузовую машину, дал объявление, стал пропадать днями и ночами в поисках любой работы.
Ира, с образованием экономиста помогала ему с документами, вела бухгалтерию и успевала воспитывать двоих маленьких детей.
По молодости, конечно, пытались выяснять отношения, Ирина упрекала его в том что мужа постоянно нет дома, плакала, что не нужно ей ничего, только тихие семейные ужины, пусть и картошка на постном масле, совместные прогулки по выходным, как у всех, один раз почти дошло до развода.
Стены в общежитии тонкие, слышно все разговоры до единого словечка и благодаря этому брак был спасён. Соседская девочка, увлеклась психологией, читала умные книжки и считала себя познавшей эту науку. С умным видом постучала к ним в комнату, дала дельный совет.
-Погодите с разводом. Не убежит. Сейчас же сядьте друг на против друга, напишите список достоинств, ты своей жены, а ты - мужа, а потом спокойно расскажите что вас тревожит, не трогая свою половинку.
Пока искали чем писать, остыли, стало смешно, что в доме не нашлось ни одной ручки, карандаша, начали хохотать над этим до слез, хлопая себя по ногам, тут же поговорили по душам, в этот момент поняли, что будут вместе до конца жизни, навсегда и уже ничто их не сможет разлучить.
Роман купил еще одну машину, потом ещё, познакомился с нужными людьми, завел новых друзей, построили огромный дом на берегу реки и всё так же трепетно относился к жене, что с годами стала красивее, еще дороже, точно так же и Ира не представляла другой жизни, без Ромки.
Однажды, она случайно услышала разговор мужа с другом, после которого долго светилась от счастья, в душе радуясь, что небеса послали ей именно этого человека и она может быть уверена - он никогда не предаст и не обманет.
-Ну что братан, появились деньги, жизнь другая, наверное и женщины другие уже нравятся? Ты сейчас любую соску можешь по щелчку пальца зацепить!
-Дурак ты. Мы с Иркой столько прошли, только я знаю, какая она. Ни одна баба мне ещё не встречалась, кого мог бы рядом с ней поставить. А на разок,другой - противно. Как представлю, что дочь моя со старым козлом женатым вот может связаться, так в дрожь бросает...
На свое сорокалетие Роман и Ирина решили впервые в жизни отдохнуть за границей, в качестве общего подарка. Очень удачно получалось - у обоих день рождения в феврале, с разницей в десять дней, а путёвку удалось купить на конец месяца - двух зайцев поймают, и с родными отметят и себя порадуют.
Февраль выдался невероятно теплым, оставалась неделя до поездки, и Ира очень хорошо помнит этот день, вплоть до деталей - как Рома чистит зубы, натягивает шерстяные гетры, ищет на полке балаклаву и перехватывает на ходу бутерброд.
-Ром, поешь нормально, давай суп погрею?
-Тороплюсь, Иришка! Давно обещал Темычу заехать, ждёт меня. Может в баню сходим, покатаю его. Считай две недели нас не будет.
Заметив, как он одевает горнолыжную куртку, удивилась, встала в проходе, не желая выпускать его.
-Я не поняла, ты на снегоходе что ли хочешь? Ром, с ума не сходи. На улице темень какая, не дай бог налетишь куда. Днем нельзя было?
-Ладно тебе, не гунди, я тут все кочки знаю.
-Только давай без выкрутасов. А то детство в одном месте заиграет, знаю я вас.
-А сама то! В тот раз сто километров в час летела, я чуть в обморок от страха не упал!
-Ну тебя, выдумщик.
Она в шутку толкнула его, ушла на кухню и действительно, не сильно переживала, так уж, ворчала для профилактики - муж уже многие годы летом ездил на квадроцикле, зимой на снегоходе, её катал каждые выходные, знал технику и местность как свои пять пальцев.
Иногда задерживался, бывало и ночевать мог остаться на работе, когда там был ажиотаж или аврал, но всегда звонил, предупреждал жену, чтобы она не переживала и ложилась спать.
Когда она проснулась и взглянула на часы, сердце сжалось в лёгкой тревоге - три часа ночи, а на телефоне ни одного пропущенного звонка. Попытка дозвонится лишь усилила страх, абонент был недоступен. Сонный сын вяло поднялся на кровати, без особых эмоций протер глаза.
-Мама, он же к дяде Артему уехал, ты ему звонила? Телефон сел наверное.
Хлопнув себя по лбу, она набрала номер лучшего друга мужа. По тому как он удивился и замешкался с ответом, Ирина поняла, что у друга он не был и прямо задала вопрос, еле сдерживая эмоции.
-Артём, говори как есть, может случилось чего, а ты своим покрывательством делаешь только хуже! Может уже тревогу нужно бить, а не игры играть!
-Ирин, прости, растерялся. Он вчера ко мне и правда собирался, я ждал его, звонил несколько раз, решил, что передумал Ромка. Я сейчас к вам примчу, найдём вашего потеряшку.
Два дня поисков ни к чему не привели, лишь на третий день Артём приехал уже поздно вечером сам, взял руку Ирину и сообщил ужасную новость.
-Ир, крепись, нет больше Ромки. В реке нашли, провалился под лёд, на снегоходе. Тут пару дней солнце грело, видно лёд местами тонкий был...
-Это ошибка! Он не стал бы гонять по реке, не правда!
Ира тогда обратила внимание, как будто он что-то скрывает, не договаривает и растерянно прячет от неё глаза, но горе все затмило, было уже не до таких тонкостей. Да и какие могут быть вопросы в такой ситуации?
Причину смущения Артёма она поняла за день до похорон, когда собрались родные, друзья, чтобы поддержать семью. Сын Артёма, совсем еще подросток, с горящими глазами смотрел на фотографию друга отца и восхищенно хлопал ресницами.
-Надо же, как герой погиб, человека спас, ценой своей жизни!
Артём широко открыл глаза, в ужасе схватил за руку сына хотел украдкой дать знак молчать, но было уже поздно - Ира заметила этот жест, замерла и вопросительно смотрела на толпу.
-Спас? Кого?
***
Она уже час, как закрылась в своей комнате и не могла даже плакать. Не обращала внимания, как стучит по двери подруга, просит пустить её, в голове всё перемешалось и стучало по вискам.
Говорят, что женщина всегда чувствует, когда у мужа появляется другая, так почему же она этого не поняла? Все было как всегда, хорошо, тепло, светло. Он так же крепко сжимал её в объятиях, смотрел с нежностью, почти как и двадцать лет назад. Ни на минуту не заподозрила его, не предположила, словно намеренно закрывала глаза, не хотела даже и думать о таком.
А ведь могла быть внимательнее, может хотя бы в телефоне иногда просматривать СМС, как другие жены, приезжать без предупреждения и почаще ему звонить. Может тогда успела вовремя пресечь это, затушить на корню интрижку.. Сейчас бы он сидел бы рядом с ней и они никогда не узнали бы этого горя... И позора, если бы не её бездействие.
Открыла дверь, впустила подругу.
-Я не пойду на похороны. Пусть та проводит его, раз такая любовь была.
-Нельзя так, Ирин, что скажут люди...
Ирина злилась на покойного мужа, представляла, как хорошо ему было рядом с той, до боли хотелось уничтожить эти картины в голове, но в то же время было невероятно жаль Ромку, такого молодого, веселого, так нелепо погибшего. А может та, другая и не значила для него ничего? Нет, это еще хуже - отдать жизнь за не понятно кого, будто она и не стоит ничего...
Дети разочаровали Ирину, даже слезинки не проронили, теперь ходят, так буднично занимаются организационными вопросами, словно не отца хоронят, а собираются в магазин. Но их можно понять - еще совсем молодые, папку своего толком не видели пока росли, чаще в доме были многочисленные репетиторы, чем Ромка.
Всё старался он для них хорошую жизнь устроить, не спал, ел на ходу, не берег здоровья. Зато теперь и сын и дочь могут не переживать о своем будущем, у обоих свои машины, по квартире, и не думают даже, как им это досталось. Вот она цена отцовской любви... Бедный Ромка.
Ближе к вечеру, она вышла из комнаты, спросила адрес этой женщины у Артёма.
-Не нужно, Ирин, не делай глупости, уже ничего не вернуть!
-Если ты мне не скажешь, я не пойду на церемонию.
-Для чего тебе это? В таком возрасте устраивать разборки, да и не к месту это всё!
***
Ира ехала к той женщине, как оказалось жила совсем не далеко.
Олеся.
Представляла её невозможно красивой, высокой блондинкой с пышной грудью и непременно улыбающуюся, цветущую и счастливую. Моложе себя лет на пятнадцать. Чем-то же она зацепила Романа, что он находил на неё время, несмотря на свою занятость, настолько снесло крышу, что решился покатать её на реке, хотел удивить, прекрасно понимая, что лёд уже не такой.
Дверь открыла миниатюрная женщина, чуть младше Иры, лет на пять.
Серые короткие волосы, худая, с мальчишеской фигурой. Рядом со статной Ирой с заманчивыми округлостями и изгибами, она казалась подростком, маленьким и испуганным. Но не это удивило Ирину, больше всего кольнуло то, что её глаза были опухшие от трехдневных слез, в них читалось неподъемное горе, отчаяние, потеря смысла жизни.
"Любила его..."
По пути к ней, была полна решимости высказать все что думает той, что так лихо перевернула их жизнь, счастливую и такую стабильную. Хотела вылить на неё всю злость, ненависть за случившееся, ведь это именно она виновата в этом всём.
Злость куда то внезапно ушла при виде этой несчастной, убитой горем женщины, она вдруг поняла, что никто другой так хорошо не понимает, что сейчас испытывает Ирина, и страдает точно так же, искренне, всей душой и сердцем.
-Как это случилось?
-Лед треснул, мы провалились, когда я уже стала захлебываться, терять силы, он несколько раз закидывал меня на прочное место, лишь с третей попытки получилось, а сам уже не смог зацепиться, ослаб, только выкрикнул, что бы вам ничего не сказала...
Она плакала и терла кулаками глаза, как ребенок. Ирине было жаль её, но Ромку она простила, провожала в последний путь с чистым сердцем, как самого любимого и дорого человека.