Найти тему

Парадоксы творческого воображения. Агглютинация

2K прочитали

Давно мы с вами не говорили о разных приёмах творчества. Ведь бывает же так: надо что-то интересное и новое придумать, по сюжету, например, или персонаж какой особенный, или мир такой, каких никто ещё не создавал. А как придумать? Может, конечно, иногда шальная гениальная мысль и сама залететь. А если не залетает? Возможно, эта статья поможет вам научиться осознанно включать творческое воображение.

Давно мы с вами не говорили о разных приёмах творчества.

Несколько слов о воображении

Воображение — это высший психический процесс, то, чему человек научился за сотни тысяч лет эволюции. Суть этого процесса в рождении в мозгу новых образов, отличных от того, что мы воспринимаем в реальности.

Образы предметов, звуков, запахов, эмоций могут быть результатом отражения действительности. Смотрим мы на дерево, сигнал в виде световой волны, отражённой от объекта, попадает на сетчатку глаза, по нервным волокнам поступает в соответствующий (зрительный в данном случае) отдел головного мозга, и там формируется образ. Он в той или иной мере соответствует реальному, но это не фотография – мы же не всё в деталях видим.

Чувственный образ сохраняется в памяти, потом участвует в мышлении, мы можем представить увиденное дерево, описать его и т. д. И другой человек по нашему описанию тоже может у себя в мыслях увидеть это дерево, то есть представить его. Вот это уже работает воображение, пока самое простое — репродуктивное. Но для жизни оно очень важно, без него ни дорогу по карте не найдёшь, ни суп по рецепту не приготовишь. В литературе тоже без него не обойтись — писатель ведь не кино показывает. Он так должен описать героя, мир, события, чтобы у читателя включилось воображение, и он смог воочию увидеть то, что описывает автор. Вот здесь уже одним репродуктивным воображением не обойтись — ни писателю, ни читателю. Нужно включать творческое.

Художница  Жозефина Уолл
Художница Жозефина Уолл

Парадоксы творческого воображения

Творческое воображение определяют как создание новых образов, рождение новых, оригинальных идей. То есть таких, каких ещё никогда раньше никто не придумывал. Для творчества, конечно, одного воображения мало, ведь эти идеи ещё нужно воплотить в жизнь, «опредметить»: написать книгу, музыку, картину, создать скульптуру или построить дом. А без этого продукты воображения так и останутся у вас в голове, и о вашей гениальности никто не узнает. Но я сейчас не об этом.

Первый парадокс воображения: оказывается, ничего абсолютно нового и оригинального человек придумать не в состоянии, даже гений. Поэтому образы воображения — это не новое в чистом виде, а результаты переработки имеющегося у человека опыта, хранящейся в памяти информации — увиденного, услышанного, прочитанного, пережитого.

И вот здесь можно вспомнить сетование писателей о том, что всё уже написано до них, все сюжеты давно разработаны, и ничего нового придумать нельзя. Как вы уже поняли, сетование это бессмысленно, так как ничего нового в принципе нельзя придумать. Также лишены смысла сетования тех авторов, кто считает, что их идеи, образы украдены и использованы кем-то другим. Даже если это и так, доказать факт воровства невозможно. Мы с вами живём в общем информационном поле, перерабатываем одну и ту же информацию. То есть материал для творчества используем один, так стоит ли удивляться, что из одного материала получаются похожие вещи?

"Единорог". Художница  Жозефина Уолл
"Единорог". Художница Жозефина Уолл

Второй парадокс воображения состоит в том, что никакое созидание невозможно без разрушения. В работе творческого воображения исходный материал проходит сначала процесс диссоциации, то есть дробления, разделения на отдельные кусочки, элементы, свойства. И чем мельче эти частички, тем больше возможностей для воображения.

Дело в том, что важную роль в воображении играет ассоциативное мышление, а в результате диссоциации-дробления ассоциации возникают не только к самому объекту, но и к каждому из его элементов. И эти мыслительные связи могут очень далеко увести от первичного образа в сторону чего-то совершенно другого и оригинального. В одной из статей я писала о дереве ассоциаций. Кстати, о дереве…

Вот пример. Возьмём дерево и проведём элементарную диссоциацию образа. У дерева есть ветки, ствол, листья, кора, корни, древесина и т. д. Выберем один из элементов, допустим, корни. Какие с ними возникают ассоциации? У меня: змеи, щупальца осьминога, тентакли Ктулху, обиталище подземных существ, поисковые системы для обнаружения воды и т. д. Даже на первом уровне ассоциаций появляются идеи, которые могут стать основой для создания образа или целого сюжета.

"Сны", Художница  Жозефина Уолл
"Сны", Художница Жозефина Уолл

Факторы эффективности творческого воображения

Работа творческого воображения, точнее, его продуктивность зависит от трёх факторов. И обратите внимание, я даже не выделяю особые способности. Способности к воображению, конечно, у всех разные, но это не главное. Людей, полностью лишенных способностей к воображению не бывает. Они не могут родиться, так как предки их вымерли в незапамятные времена, не оставив потомства, потому что не выдержали конкуренции с теми, у кого такие способности были.

Итак, факторы.

  1. Разнообразие опыта, имеющейся в памяти человека информации. Однако недостаток информации на внутреннем носителе сейчас вполне может быть дополнен внешними источниками: книгами, фильмами, интернет-ресурсами. Поэтому многие опытные писатели в поисках интересных идей активно используют эти внешние источники. Не с целью украсть идею, а с целью включить, активизировать работу ассоциативного мышления и воображения.
  2. Навыки мыслительной деятельности, которая обеспечивает процессы диссоциации и ассоциации. Эти навыки не у всех есть, но они приобретаются и прекрасно развиваются.
  3. Мотивация, то есть стимулы, включающие потребности в воображении. Об этом факторе нередко забывают, а он важен, потому что работа воображения энергозатратна, она требует от человека напряжённой мыслительной деятельности. А наш мозг и организм в целом избегают ненужной работы. Поэтому надо убедить мозг, что работа эта нужная.
Художница  Жозефина Уолл
Художница Жозефина Уолл

Агглютинация

Предложу вам небольшое упражнение для развития навыков творческого воображения. Процесс ассоциации-диссоциации особенно ярко проявился в одном из популярных приёмов творческого воображения — агглютинации, то есть склеивании. Примеры такого «склеивания» можно найти среди образов мифологических персонажей: кентавр (человек+лошадь), дракон (ящерица+птица), сфинкс (человек+лев) и т. д.

Вот небольшое упражнение с использованием этого приёма.

  • Выберите три случайных объекта, первые, что придут в голову или попадутся на глаза. Например: роза, табуретка, лягушка; книга, кошка, тарелка и т. д.
  • С помощью процесса диссоциации выделите у каждого из трёх объектов наиболее интересные, с вашей точки зрения, элементы или свойства.
  • Используя по одному элементу от каждого объекта и ассоциации к ним, «склейте» (придумайте) совершенно новый, оригинальный образ. Это может быть (на выбор): фантастическое существо, магический артефакт, прибор или механизм из будущего.

Можно воспринимать это упражнение, как игру, развивающую навыки творческого воображения, и играть в неё с друзьями и детьми.