Найти тему

Фейерверк ассоциаций. Тренинг для всех, кто пишет

Оглавление

Приветствую вас, друзья. Сегодня у нас с вами снова тренинг, а, значит, будем играть. Тренинги творческих способностей часто напоминают детские игры. И если кто-то из вас считает себя для этого слишком серьезным, то закройте страничку или перейдите на другую статью. Только не высказывайте потом свое «фи» в комментариях. Я вас честно предупреждала.

Вот так работает ассоциативное мышление
Вот так работает ассоциативное мышление

Что такое ассоциации

Думаю, многие из вас бывали в ситуации, когда какое-то слово, звук, образ порождают неожиданную мысль. Она словно крючочком вытаскивает из сознания другую, за ней появляется третья, четвертая и вот уже мысли несутся как бешеные кони, а в голове крутится карусель образов.

Так работает ассоциативное мышление. В психологии ассоциации – это связи, которые возникают в нашем мозгу в ответ на поступившую извне информацию. Это естественный процесс, он связан с передачей импульсов между скоплениями нервных клеток – нейронов. В результате таких импульсов активизируются образы и мысли, хранящиеся в нашей памяти.

От легкости рождения ассоциаций во многом зависит и гибкость мышления, и скорость переключения внимания, а, значит, и эффективность творчества. Кстати, об ассоциациях и их роли в мышлении писал еще Аристотель, но я на этом останавливаться не буду.

Чаще всего ассоциации возникают спонтанно, сами по себе. Например, что первое возникло у вас в голове в ответ на слово «крыша». Скорее всего, «дом». Но у других людей это может быть «голова», а то и «бандиты». Такие оригинальные ассоциации могут зависеть как от гибкости мышления, так и от направленности интересов. То есть эти связи индивидуальны, у разных людей они часто разные, особенно если мышление нестандартное.

-2

Есть такая шутка. Как отличить фаната фэнтези от обычного человека? Надо попросить его назвать ассоциацию на слово «нежить». Поклонник фэнтези скажет: «зомби», «вампир», «призрак». А человек, не интересующий этим жанром, справедливо сочтет «нежить» слегка устаревшим глаголом и назовет: «любить», «заботиться», «проявлять нежность».

Развитие ассоциативного мышления очень полезно. Особенно важно научиться управлять ассоциациями, запускать процесс их возникновения.

Упражнение. «Веер ассоциаций»

Возьмите лист бумаги, напишите любое слово (лучше существительное), а затем, не слишком задумываясь, все ассоциации на него. Засеките время и пишите в течение 5 минут. Остановитесь, посмотрите. Много получилось? Если больше 10 слов, то уже хорошо.

Упражнение. «Цепочка ассоциаций»

Изменим нашему мозгу задачу, чтобы не заскучал. На листе напишите любое выбранное слово. Например, «осень». Следующее в столбик – ассоциация к нему, допустим, «дождь». Далее напишите ассоциацию уже на «дождь». Возможно, это будет «зонтик». Обратите внимание, несмотря на разные стартовые слова, мы все еще находимся в одном смысловом поле, то есть не выходим за пределы темы. Это хорошо? Нет, не хорошо. Это, значит, наша мысль крутится в заданных нами рамках и не может вырваться на свободу.

А вот, смотрите, после «зонтика» в голове у меня возникло слово «укроп». Видимо, из-за того, что он тоже с зонтиком. И следующим за «укропом» будет уже понятие совсем из другой темы. Мне удалось вывести мысль в новое смысловое поле. А вам?

Напишите 10-15 ассоциаций. Полюбуйтесь на них. Похвалите себя за оригинальные переходы, если они есть. Нет? Ну, можно еще раз попробовать. Кстати, можно эти 10 слов использовать как основу рассказа. Очень полезное упражнение.

Фото с Яндекс-картинок
Фото с Яндекс-картинок

Упражнение «Фейерверк ассоциаций»

Это задание чуть сложнее и немного напоминает умственную карту, но только внешне. В центре листа напишите стартовое слово. Я выбрала «текст». Затем от него по стрелочкам все возникшие спонтанно ассоциации. Здесь не надо гнаться за количеством – 5-6 будет достаточно. Вот у меня получилось так.

 Разные цвета необязательны, но они удобны для различения смысловых полей.
Разные цвета необязательны, но они удобны для различения смысловых полей.

Потом переходим к ассоциациям второго порядка и работаем с понятиями, которые записали по стрелочкам. От них тоже в разные стороны идут ассоциации. Например: «читатель» - «критик», «интерес», «покупатель» и т. д. Ассоциации индивидуальны, у вас они могут быть совсем иные.

И так переходим от одного уровня к другому, а на листе постепенно появляется фейерверк ассоциаций, где хорошо видны переходы в другие смысловые поля. Вот у меня: «текст» — «книга» — «лист» — и неожиданно «дерево». Или «текст» — «буква» — «звук» — и… «мелодия», "смех". Здесь уже можно развернуть совершено новое ассоциативное поле.

Согласитесь, это похоже на фейерверк.
Согласитесь, это похоже на фейерверк.

Так и работает творческое мышление: первая мысль взлетает яркой звездочкой и рассыпается на множество ассоциаций, а они, в свою очередь, рождают целые каскады образов. Пока не заполнят красочной феерией все пространство нашего мышления. Это красиво.

И вам, друзья мои, красивого, творческого и позитивного мышления. Добра и удачи.

"Игры со словами. Тренинг для писателей и копирайтеров"

"Как придумать сюжет рассказа. Лайфхак от Дж. Родари"

"Интересная методика работы с сюжетом" Mind map Т. Бьзена