Приветствую вас, друзья. Сегодня у нас с вами снова тренинг, а, значит, будем играть. Тренинги творческих способностей часто напоминают детские игры. И если кто-то из вас считает себя для этого слишком серьезным, то закройте страничку или перейдите на другую статью. Только не высказывайте потом свое «фи» в комментариях. Я вас честно предупреждала.
Что такое ассоциации
Думаю, многие из вас бывали в ситуации, когда какое-то слово, звук, образ порождают неожиданную мысль. Она словно крючочком вытаскивает из сознания другую, за ней появляется третья, четвертая и вот уже мысли несутся как бешеные кони, а в голове крутится карусель образов.
Так работает ассоциативное мышление. В психологии ассоциации – это связи, которые возникают в нашем мозгу в ответ на поступившую извне информацию. Это естественный процесс, он связан с передачей импульсов между скоплениями нервных клеток – нейронов. В результате таких импульсов активизируются образы и мысли, хранящиеся в нашей памяти.
От легкости рождения ассоциаций во многом зависит и гибкость мышления, и скорость переключения внимания, а, значит, и эффективность творчества. Кстати, об ассоциациях и их роли в мышлении писал еще Аристотель, но я на этом останавливаться не буду.
Чаще всего ассоциации возникают спонтанно, сами по себе. Например, что первое возникло у вас в голове в ответ на слово «крыша». Скорее всего, «дом». Но у других людей это может быть «голова», а то и «бандиты». Такие оригинальные ассоциации могут зависеть как от гибкости мышления, так и от направленности интересов. То есть эти связи индивидуальны, у разных людей они часто разные, особенно если мышление нестандартное.
Есть такая шутка. Как отличить фаната фэнтези от обычного человека? Надо попросить его назвать ассоциацию на слово «нежить». Поклонник фэнтези скажет: «зомби», «вампир», «призрак». А человек, не интересующий этим жанром, справедливо сочтет «нежить» слегка устаревшим глаголом и назовет: «любить», «заботиться», «проявлять нежность».
Развитие ассоциативного мышления очень полезно. Особенно важно научиться управлять ассоциациями, запускать процесс их возникновения.
Упражнение. «Веер ассоциаций»
Возьмите лист бумаги, напишите любое слово (лучше существительное), а затем, не слишком задумываясь, все ассоциации на него. Засеките время и пишите в течение 5 минут. Остановитесь, посмотрите. Много получилось? Если больше 10 слов, то уже хорошо.
Упражнение. «Цепочка ассоциаций»
Изменим нашему мозгу задачу, чтобы не заскучал. На листе напишите любое выбранное слово. Например, «осень». Следующее в столбик – ассоциация к нему, допустим, «дождь». Далее напишите ассоциацию уже на «дождь». Возможно, это будет «зонтик». Обратите внимание, несмотря на разные стартовые слова, мы все еще находимся в одном смысловом поле, то есть не выходим за пределы темы. Это хорошо? Нет, не хорошо. Это, значит, наша мысль крутится в заданных нами рамках и не может вырваться на свободу.
А вот, смотрите, после «зонтика» в голове у меня возникло слово «укроп». Видимо, из-за того, что он тоже с зонтиком. И следующим за «укропом» будет уже понятие совсем из другой темы. Мне удалось вывести мысль в новое смысловое поле. А вам?
Напишите 10-15 ассоциаций. Полюбуйтесь на них. Похвалите себя за оригинальные переходы, если они есть. Нет? Ну, можно еще раз попробовать. Кстати, можно эти 10 слов использовать как основу рассказа. Очень полезное упражнение.
Упражнение «Фейерверк ассоциаций»
Это задание чуть сложнее и немного напоминает умственную карту, но только внешне. В центре листа напишите стартовое слово. Я выбрала «текст». Затем от него по стрелочкам все возникшие спонтанно ассоциации. Здесь не надо гнаться за количеством – 5-6 будет достаточно. Вот у меня получилось так.
Потом переходим к ассоциациям второго порядка и работаем с понятиями, которые записали по стрелочкам. От них тоже в разные стороны идут ассоциации. Например: «читатель» - «критик», «интерес», «покупатель» и т. д. Ассоциации индивидуальны, у вас они могут быть совсем иные.
И так переходим от одного уровня к другому, а на листе постепенно появляется фейерверк ассоциаций, где хорошо видны переходы в другие смысловые поля. Вот у меня: «текст» — «книга» — «лист» — и неожиданно «дерево». Или «текст» — «буква» — «звук» — и… «мелодия», "смех". Здесь уже можно развернуть совершено новое ассоциативное поле.
Так и работает творческое мышление: первая мысль взлетает яркой звездочкой и рассыпается на множество ассоциаций, а они, в свою очередь, рождают целые каскады образов. Пока не заполнят красочной феерией все пространство нашего мышления. Это красиво.
И вам, друзья мои, красивого, творческого и позитивного мышления. Добра и удачи.
"Игры со словами. Тренинг для писателей и копирайтеров"
"Как придумать сюжет рассказа. Лайфхак от Дж. Родари"
"Интересная методика работы с сюжетом" Mind map Т. Бьзена