Пищевые табу религиозного или иного характера бытовали у всех народов. Наши предки в этом плане не исключение. Подробные рекомендации по питанию в разные времена года и в зависимости от постов и праздников содержались в «Домострое».
В целом крестьянский рацион был довольно скромен — мы об этом как-то писали. Кроме того, существовали продукты, употребление которых жестко наказывалось — вплоть до смертной казни.
Под страхом смерти
Шведский дипломат и путешественник Петрей де Ерлезунда рассказывал об одном случае во время строительства Орла. Из-за проблем со снабжением строители столкнулись с голодом. Дошло даже до каннибализма. Также под нож пустили и местный скот — в основном телят и коров. Узнав об этом, Иван Грозный повелел сжечь заживо тех, кто ел телятину, а питавшихся человечиной после раскаяния простить и отпустить. Об аналогичном случае только уже при строительстве Вологодской крепости рассказывает и выходец из Курляндии Яков Рейтенфельс.
В поисках причины
Действительно, долгое время телятина на Руси была под запретом. Лишь на рубеже XVIII-XIX веков она стал появляться на столах знати. В чем причина подобного табу, до конца не ясно. Этнограф Галина Кабакова считает, что все дело еще в языческом запрете, так как корова у восточных славян считалась священным животным, как сейчас в Индии. По другой версии это ветхозаветное пищевое табу: «Не вари козленка в молоке матери его». Ведь теленок пьет молоко матери, а по древнему иудейскому обычаю употреблять смешанную — молочную и мясную — пищу запрещено.
Впрочем, возможно религиозные табу здесь вовсе не причем, а обычай имел чисто практическое значение. Ведь корова всегда была кормилицей на Руси — молочные продукты составляли значительную часть крестьянского рациона. Поэтому резать коров, а тем более молодняк — телят — было совершенно нерационально. Со временем традиция могла перерасти и в ранг закона.
Телятина и «царская» судьба
Кстати, с употреблением телятины в пищу связан один интересный эпизод отечественной истории. У католиков, в частности, поляков, подобного запрета не было. Поэтому на третий день свадьбы с Мариной Мнишек Лжедмитрий I приказал приготовить телятину. Вот как описывает это немецкий хронист Конрад Буссов: «В субботу 10 мая, на третий день свадьбы, царь приказал приготовить в кухне все по-польски и среди других кушаний — вареную и жареную телятину. Когда русские повара увидели это и рассказали всем, в царе стали сильно сомневаться, и русские стали говорить, что он, верно, поляк, а не московит, ибо телятина считается у них нечистой и ее не едят». Говорят, что это и было последней каплей — спустя несколько дней «государь» был свергнут и казнен бунтовщиками во главе с Василием Шуйским.
Не телятиной единой…
Скорее всего практический характер носил на Руси и запрет на употребление конины. Лошадь всегда была помощницей в домашнем хозяйстве — ведь вспахать и обработать без нее пашню не представлялось возможным. Да и в ратном деле боевой конь был товарищем и спасителем, зачастую выносившем раненного с поля битвы. Впрочем, религиозная подоплека тоже существовала — по христианским обычаям употребление в пищу непарнокопытных (к которым и относится лошадь) запрещено.
Религиозным табу объясняется и запрет на употребление в пищу зайчатины и крольчатины. В Ветхом Завете по этому поводу есть отдельное указание: «потому что он [заяц] жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас». Запрет на этот вид мяса был отменен с реформами Патриарха Никона — во второй половине XVII века. Но старообрядцы до сих пор не включают мясо зайцев и кроликов в свой рацион.
Традиционно на Руси не ели также рыб без чешуи — сома, налима, осетра. Хотя последний за свой вкус все же стал обязательным атрибутом аристократического стола. Касался запрет и раков, в которых, как считалось, превращаются черти…