Где тюрьма, — да поскорее мчи!
— А ты, товарищ, опоздал,
ты на два года перепутал —
Разбирают уж тюрьму на кирпичи.
— Очень жаль, а я сегодня спозаранку
По родным решил проехаться местам…
Ну да ладно, что ж, шофёр,
тогда вези меня в «Таганку» —
Погляжу, ведь я бывал и там.
— Разломали старую «Таганку» —
Подчистую, всю, ко всем чертям!
— Что ж, шофёр, давай назад,
крути-верти свою баранку —
Так ни с чем поедем по домам.
Или нет, сперва давай закурим,
Или лучше выпьем поскорей!
Пьём за то, чтоб не осталось
по России больше тюрем,
Чтоб не стало по России лагерей!
Увы, Владимир Семёнович, нам всем, увы... Ваши строки, написанные ровно 60 лет назад, в 1963 году, так до сих пор и остались фантастикой.
Наверное, жизнь современного общества, на данный момент, невозможна (?) без четкой работы карательной системы.
Какая она, эта система? Я абсолютно уверена, что она ломает людей и с той, и с другой стороны. Мой лучший друг ушел в 18 лет служить в армию, попал в ВВ, охранял зону где-то за Уралом. Вернулся совершенно другим, переломанным душевно человеком, так и не выправился.
Сколько таких случаев может рассказать каждый в нашей стране? Ведь это всё тут кругом, рядом. Если не в вашей семье, то за стеной. Сколько в России сидельцев и сколько охранников? Как известно, от сумы и от тюрьмы...
Конечно, лучше бы смотреть на уже закрытые тюрьмы, как герой песни Высоцкого. Я была в двух таких — в тюремном замке Тобольска, одной из самых страшных тюрем России.
И в бывшем замке Тапиау, где тюрьму закрыли буквально за полгода до нашего туда визита. У меня много фотографий именно про эту часть экскурсии, всё собираюсь показать её отдельно.
А теперь вот всё же решилась посмотреть, как живут и работают в действующих современных российских тюрьмах. 27 апреля в онлайн-кинотеатре KION состоялась эксклюзивная премьера документальных фильмов «Бутырка» и «Владимирский Централ». Как понятно из названия, фильмы рассказывают о старейших пенитенциарных учреждениях России.
Кстати, премьера фильмов из цикла «История российских тюрем» прошла в рамках 45-го Московского международного кинофестиваля. Эти фильмы продолжают историю, начатую известным документальным фильмом «Кресты» студии «Остров» (создатели: Сергей Мирошниченко и Ангелина Ашман.
Ангелина Ашман, продюсер: «В цикле “История российских тюрем” мы объединили несколько направлений документалистики и рассказали об истории самых известных тюрем России в контексте разных ситуаций, поговорили с нынешними заключенными об их опыте ощущения жизни за решеткой, о том, как устроен их быт. Не забыли о философском базисе заключения, ведь в России в разные времена в нем оказывались люди искусства за свои идеи. Мы сняли не просто “киноэкскурсию”, а эссе, которое приглашает зрителей к размышлению».
Фильмы тяжелые. «Лёгкого» там, очевидно, не может быть по определнию. Но — всюду жизнь, как это ни банально звучит.
Человек выживает практически везде. Каким он становится после такого опыта? Это вопрос другой. И авторы фильмов оставляют его открытым. В конце концов, это Россия. От сумы и от тюрьмы...