Целью моей поездки в Самару было изучение архитектуры. Так как я был наслышан о деревянном зодчестве Самарской области, об архитектуре в стиле модерн в самой Самаре и многом другом, что очень хотелось увидеть своими глазами!
Но как же я удивился, когда в первый же день двигаясь на автобусе в сторону гостиницы, у дороги увидел огромный космический аппарат...
А причём тут космос и Самара... подумал я... Честно говоря, как-то не сталкивался я с информацией о том, что этот населённый пункт очень сильно связан с космическим разработками нашей страны. А потому было приятно узнать Самару с нового для себя ракурса.
Поделюсь с вами вкратце основной информацией, которую я почерпнул из блога местного жителя Алексея Жирухина.
Самара - единственный город в России, в котором осуществляется единый комплекс работ: проектирование, конструирование и сборка космических аппаратов и самолетов, а также подготовка специалистов.
Здесь были спроектированы и созданы многие космические аппараты, предназначенные для изучения околоземного пространства, не имеющие аналогов в мире.
Именно поэтому неофициально Самара является космической столицей России!
Тезисно о зарождении этой отрасли
Незадолго до Великой Отечественной войны в 3-х километрах от станции Безымянка в Куйбышеве (ныне Самаре) начали строительство авиационного завода №295. Завод такой же направленности создали и в Воронеже.
Но 10 октября 1941 года в связи с наступлением немецких войск на Воронеж местный авиационный завод эвакуировали в Куйбышев.
В итоге здесь образовалось два завода (они получили номера - 1 и 18).
На производстве стали выпускать штурмовики ИЛ-2.
Поначалу заводы не выполняли требуемые темпы выполнения работ, поэтому к ним пришла жёсткая телеграмма от Сталина... в которой он написал, что оба предприятия подвели страну и Красную Армию. И если ничего не изменится, то сотрудников ждёт неминуемая кара...
После предупреждения с 1 самолёта в день самарский завод номер 1 стал выпускать до 50 самолётов в день через 2 месяца.
В результате чего с февраля 1942 года и за годы войны завод дал фронту самое большое количество штурмовиков. Из общего количества Ил-2 (35 941 шт.) 74 % было произведено именно в Куйбышеве (ныне Самаре) - а именно 26 888 штук.
2 января 1958 года Постановлением Совета Министров СССР было принято решение о начале производства межконтинентальных баллистических ракет Р-7.
Авиационный завод № 1 всего лишь за год освоил производство баллистической ракеты Р-7, которая в 1959 году была поставлена на вооружение СССР.
На её базе были созданы «Восток», «Молния», «Восход» и «Союз».
Самарские ракеты-носители вывели на околоземную орбиту не только «Восток» Юрия Гагарина, но и корабли всех других советских космонавтов.
За 40 лет было построено около 1700 экземпляров таких ракет.
Интересный факт
Юрий Гагарин после космического полёта должен был приземлиться под Куйбышевым, но из-за нештатной ситуации аппарат отклонился и приземлился в 110 км от назначенной точки.
Однако, из Энгельса Гагарина всё-равно доставили именно в Куйбышев, где он должен был доложить результаты полета госкомиссии, а также пройти необходимый медицинский контроль и адаптацию на Земле.
12 апреля 2001 года в честь в честь юбилея полёта Юрия Гагарина в космос в Самаре установили настоящую ракету, подаренную заводом чуть ранее - в 1999 году (в честь 40-летия самарского космического машиностроения).
Официальное открытие состоялось спустя пол года - в 11 утра 1 октября 2001 года.
В 2007 году рядом с ней открылся музей "Самара космическая".
Это пятый по счёту памятник ракете-носителю Р-7.
При этом подлинная ракета-носитель "Союз" (Р7А), высотой 68 метров и весом 20 тонн - это единственная в Европе вертикально-установленная ракета-носитель в собранном виде. Аппарат был изготовлен в 1984 году на заводе «Прогресс» как образец для тренировки боевых расчетов на космодроме "Плесецк".
Во время прогулки по Самаре мы не заметили ещё один памятник на тему освоения космоса нашеё страной, посвящённый ракетно-космической транспортной системе (уменьшенная копия). Он скрылся от нас в зелени у стен Университета (установлен 1 октября 1997 года).
Генеральный конструктор - Глушко В.П.
Головной изготовитель - Куйбышевский завод "Прогресс".
Адрес памятника: Московское шоссе, д. 34
Ещё один памятник "Энергия-Буран" установлен, как я понял, на самом заводе, куда доступа нет (справа на карте-схеме).
На этом о Самаре космической у меня всё. В музее не был так как на это изначально не было заложено времени.
Возможно, вам было интересно узнать о такой стороне истории Самары. До поездки в этот населённый пункт для меня он значился как маленький город с самобытной архитектурой - не более. Так как я никогда им не интересовался. Наверное, это связано ещё и с народной песней с уменьшительно ласкательным названием "Ах, Самара городок".
Теперь же у меня совсем иное представление о Самаре как о мощном современном промышленном центре! Одной из неофициальных столиц России - космической!
Адрес памятника ракете-носителю: пр. Ленина, д. 21
Я, кстати, стал фото-собирать памятники Юрию Гагарину. Их, в целом не очень много по стране. Не как Владимиру Ильичу Ленину.
Поэтому по теме:
А также
Автографы Юрия Гагарина.
Музей "Выборг космический".
Другие памятники Юрию Гагарину в Москве.
Это только первая заметка о моём путешествии в Самару и Самарскую область. В следующих покажу вам ещё много любопытного!
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы я знал о ваших желаниях)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)
2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!