Найти тему
21,4K подписчиков

Самара - космическая столица России! Здесь находится единственная в Европе вертикально-установленная ракета-носитель "Союз" в собранном виде

321 прочитал

Целью моей поездки в Самару было изучение архитектуры. Так как я был наслышан о деревянном зодчестве Самарской области, об архитектуре в стиле модерн в самой Самаре и многом другом, что очень хотелось увидеть своими глазами!

Но как же я удивился, когда в первый же день двигаясь на автобусе в сторону гостиницы, у дороги увидел огромный космический аппарат...

Целью моей поездки в Самару было изучение архитектуры.

А причём тут космос и Самара... подумал я... Честно говоря, как-то не сталкивался я с информацией о том, что этот населённый пункт очень сильно связан с космическим разработками нашей страны. А потому было приятно узнать Самару с нового для себя ракурса.

Целью моей поездки в Самару было изучение архитектуры.-2

Поделюсь с вами вкратце основной информацией, которую я почерпнул из блога местного жителя Алексея Жирухина.

Самара -  единственный город в России, в котором осуществляется единый комплекс работ: проектирование, конструирование и сборка космических аппаратов и самолетов, а также подготовка специалистов.

Здесь были спроектированы и созданы многие космические аппараты, предназначенные для изучения околоземного пространства, не имеющие аналогов в мире.

Именно поэтому неофициально Самара является космической столицей России!

Целью моей поездки в Самару было изучение архитектуры.-3

Тезисно о зарождении этой отрасли

Незадолго до Великой Отечественной войны в 3-х километрах от станции Безымянка в Куйбышеве (ныне Самаре) начали строительство авиационного завода №295. Завод такой же направленности создали и в Воронеже.
Но 10 октября 1941 года в связи с наступлением немецких войск на Воронеж местный авиационный завод эвакуировали в Куйбышев.
В итоге здесь образовалось два завода (они получили номера - 1 и 18).
На производстве стали выпускать штурмовики ИЛ-2.

Поначалу заводы не выполняли требуемые темпы выполнения работ, поэтому к ним пришла жёсткая телеграмма от Сталина... в которой он написал, что оба предприятия подвели страну и Красную Армию. И если ничего не изменится, то сотрудников ждёт неминуемая кара...

Музей "Бункер Сталина" (Самара)
Музей "Бункер Сталина" (Самара)

После предупреждения с 1 самолёта в день самарский завод номер 1 стал выпускать до 50 самолётов в день через 2 месяца.

В результате чего с февраля 1942 года и за годы войны завод дал фронту самое большое количество штурмовиков. Из общего количества Ил-2 (35 941 шт.) 74 % было произведено именно в Куйбышеве (ныне Самаре) - а именно 26 888 штук.

2 января 1958 года Постановлением Совета Министров СССР было принято решение о начале производства межконтинентальных баллистических ракет Р-7.

Авиационный завод № 1 всего лишь за год освоил производство баллистической ракеты Р-7, которая в 1959 году была поставлена на вооружение СССР.

На её базе были созданы «Восток», «Молния», «Восход» и «Союз».

Целью моей поездки в Самару было изучение архитектуры.-5

Самарские ракеты-носители вывели на околоземную орбиту не только «Восток» Юрия Гагарина, но и корабли всех других советских космонавтов.

За 40 лет было построено около 1700 экземпляров таких ракет.

Памятник Юрию Гагарину в Самаре
Памятник Юрию Гагарину в Самаре

Интересный факт

Юрий Гагарин после космического полёта должен был приземлиться под Куйбышевым, но из-за нештатной ситуации аппарат отклонился и приземлился в 110 км от назначенной точки.
Однако, из Энгельса Гагарина всё-равно доставили именно в Куйбышев, где он должен был доложить результаты полета госкомиссии, а также пройти необходимый медицинский контроль и адаптацию на Земле.

Бюст Юрия Гагарина в Самаре
Бюст Юрия Гагарина в Самаре

12 апреля 2001 года в честь в честь юбилея полёта Юрия Гагарина в космос в Самаре установили настоящую ракету, подаренную заводом чуть ранее - в 1999 году (в честь 40-летия самарского космического машиностроения).

Официальное открытие состоялось спустя пол года - в 11 утра 1 октября 2001 года.

В 2007 году рядом с ней открылся музей "Самара космическая".

Это пятый по счёту памятник ракете-носителю Р-7.

При этом подлинная ракета-носитель "Союз" (Р7А), высотой 68 метров и весом 20 тонн - это единственная в Европе вертикально-установленная ракета-носитель в собранном виде. Аппарат был изготовлен в 1984 году на заводе «Прогресс» как образец для тренировки боевых расчетов на космодроме "Плесецк".

Целью моей поездки в Самару было изучение архитектуры.-8

Во время прогулки по Самаре мы не заметили ещё один памятник на тему освоения космоса нашеё страной, посвящённый ракетно-космической транспортной системе (уменьшенная копия). Он скрылся от нас в зелени у стен Университета (установлен 1 октября 1997 года).

Генеральный конструктор - Глушко В.П.

Головной изготовитель - Куйбышевский завод "Прогресс".

Адрес памятника: Московское шоссе, д. 34

Фотография с сервиса "2ГИС"
Фотография с сервиса "2ГИС"

Ещё один памятник "Энергия-Буран" установлен, как я понял, на самом заводе, куда доступа нет (справа на карте-схеме).

Целью моей поездки в Самару было изучение архитектуры.-10

На этом о Самаре космической у меня всё. В музее не был так как на это изначально не было заложено времени.

Целью моей поездки в Самару было изучение архитектуры.-11

Возможно, вам было интересно узнать о такой стороне истории Самары. До поездки в этот населённый пункт для меня он значился как маленький город с самобытной архитектурой - не более. Так как я никогда им не интересовался. Наверное, это связано ещё и с народной песней с уменьшительно ласкательным названием "Ах, Самара городок".

Теперь же у меня совсем иное представление о Самаре как о мощном современном промышленном центре! Одной из неофициальных столиц России - космической!

Адрес памятника ракете-носителю: пр. Ленина, д. 21

Целью моей поездки в Самару было изучение архитектуры.-12

Я, кстати, стал фото-собирать памятники Юрию Гагарину. Их, в целом не очень много по стране. Не как Владимиру Ильичу Ленину.

Поэтому по теме:

Целью моей поездки в Самару было изучение архитектуры.-13
Целью моей поездки в Самару было изучение архитектуры.-14
Целью моей поездки в Самару было изучение архитектуры.-15
Целью моей поездки в Самару было изучение архитектуры.-16

А также

Целью моей поездки в Самару было изучение архитектуры.-17

Автографы Юрия Гагарина.

Музей "Выборг космический".

Другие памятники Юрию Гагарину в Москве.

Москва. У музея Космонавтики
Москва. У музея Космонавтики
Москва, Саянская ул., д. 3А
Москва, Саянская ул., д. 3А

Это только первая заметка о моём путешествии в Самару и Самарскую область. В следующих покажу вам ещё много любопытного!

Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы я знал о ваших желаниях)! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!

Поддержать автора (на развитие краеведческого проекта)

2202 2035 0221 4457 (Сбербанк, Еверзов Олег Андреевич)

Яндекс-кошелёк Юмоней

Целью моей поездки в Самару было изучение архитектуры.-20

Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!