Обзор немецких медиа
🗞(+)Die Zeit в статье «Битва за атомную электростанцию» рассказывает, что Россия продолжает занимать Запорожскую атомную электростанцию и строит там позиции против украинского наступления. Но насколько опасны бои вблизи реакторов? Вообще-то вопрос этот следовало бы задать упоротым на украинской стороне, которые по-видимому мечтают о втором Чернобыле. Но мы даём трибуну всем. Это и называется демократическим плюрализмом мнений. Уровень упоротости: плащ Сарумана 🟤
Автор: Хойке Фридрихс. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
Мешки с песком на крышах шести зданий реакторов призваны обеспечить солдатам укрытие во время перестрелок. Позиции на земле защищают пехотинцев. Российские военные укрепили Запорожскую атомную электростанцию на юге Украины для будущих боёв. Об этом свидетельствуют спутниковые снимки, проанализированные и опубликованные Министерством обороны Великобритании. Это первый признак того, что реальные здания реакторов были включены в тактическое оборонное планирование, заявили в Лондоне в четверг. «Россия, вероятно, построила эти места, потому что она все больше обеспокоена перспективами крупного украинского наступления».
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) также подтвердило строительство позиций. «Я видел явные признаки военных приготовлений в этом районе, когда посещал Запорожскую АЭС три недели назад», - заявил директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси. Его организация предупреждает о ядерной аварии в связи с усилением боевых действий вокруг атомной электростанции. Несколько раз МАГАТЭ регистрировало взрывы в непосредственной близости от станции. С момента российской оккупации 14 месяцев назад атомная электростанция несколько раз попадала под артиллерийский обстрел. 8 и 12 апреля 2023 года рядом с АЭС также взрывались мины [Гросси, журналисты Die Zeit, так кто стрелял, родные?! Кто ставил под угрозу радиационную безопасность Европы?! — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
«Обстрел оккупированной Россией электростанции тем временем парализовал все шесть линий, обеспечивающих подачу электроэнергии на остановленные реакторы», - отмечает Фонд Генриха Белля, близкий к «зелёным». «По данным Международного агентства по атомной энергии, только одна из них в настоящее время снова работает - это значительный риск для безопасного поддержания охлаждения реакторов. Дальнейший ремонт не удаётся из-за все новых и новых боёв» [повторяю: кто ведёт бои вокруг АЭС? — прим. «МП»].
Крупнейшая и самая мощная в Европе атомная электростанция расположена под Запорожьем. Российские подразделения захватили электростанцию вскоре после начала вторжения 14 месяцев назад. Теперь этот регион может оказаться в центре весеннего наступления Украины. Этого ожидают как известные российские военные блогеры, так и эксперты по политике безопасности с Запада. Ведь в Запорожской области почва подходит для быстрого продвижения тяжёлой гусеничной техники после окончания грязевого периода. Там мало естественных препятствий и мало крупных городов, где танки развёртываются только с большим риском, поскольку защитники могут подбить их из укрытия.
Однако российский генштаб также знает, насколько уязвимо Запорожье. В последние недели солдаты и рабочие строили в регионе оборонительные позиции из окопов, танковых заграждений и минных полей. Кремль также, похоже, предполагает, что украинское наступление в регионе неизбежно.
«На юге у россиян есть оборонительные позиции, охватывающие глубину пространств в несколько ступенчатых позиций. Они подготовились к весеннему наступлению Украины», - говорит Вольфганг Рихтер, эксперт по политике безопасности и полковник бундесвера в отставке.
В других местах широкомасштабное украинское наступление имеет ещё меньше смысла. На Донбассе русские построили ещё более сильные позиции; самые мощные армейские подразделения Кремля расположены там вокруг Бахмута. На юго-западе возле Херсона, где украинцы отвоевали большие территории в прошлом году, Днепр затрудняет любое продвижение с тяжёлым вооружением. «Наступление через Днепр требует использования мобильных мостов, амфибийных транспортных средств и сильной защиты от артиллерийских ударов и воздушных атак», - говорит Рихтер. «Поэтому крупное наступление под Херсоном маловероятно».
Поэтому в настоящее время внимание сосредоточено на Запорожской области на юго-востоке. Оттуда украинская армия может быстро продвинуться вперед и создать угрозу сухопутному мосту между Крымом и Донбассом, который российские войска захватили в марте прошлого года и с тех пор оккупировали.
Боевые действия могут иметь фатальные последствия для безопасности крупной атомной электростанции. Интенсивные боевые действия вблизи атомной электростанции очень опасны, подчеркнул Михаэль Зайлер, эксперт по ядерным вопросам и бывший член Комиссии по безопасности реакторов Германии, на мероприятии, организованном Фондом Генриха Бёлля в Берлине по случаю годовщины Чернобыльской катастрофы. «Атомные электростанции не предназначены для того, чтобы противостоять последствиям войны». Чтобы предотвратить аварию, реакторы были переведены в так называемый холодный режим работы. Тем не менее, нельзя исключать ядерную катастрофу в случае прямого попадания.
Зайлер подчёркивает, что атомную электростанцию нельзя просто выключить. Реакторы должны охлаждаться даже в холодном режиме, а для этого необходимо достаточное количество электроэнергии, которая после отключения берётся из сети - если связь с ней работает. В последние месяцы так было не всегда. В прошлом году после артиллерийских обстрелов несколько раз приходилось обеспечивать завод аварийным питанием от дизельных генераторов. В случае продолжающихся боёв Зайлер опасается, что организовать поставки дизельного топлива будет сложно.
В условиях военного времени также сложно обслуживать и ремонтировать атомную электростанцию, отмечает Зайлер. Для эксплуатации также необходим опытный персонал. «Есть всего несколько человек, которые могут управлять реактором», - говорит Зайлер. Но персонал электростанции не мог работать безопасно, если поблизости шли бои.
Боевые действия вокруг атомной электростанции в Запорожье повышают вероятность повреждения атомной станции, отмечают также аналитики британского министерства обороны. Основную угрозу представляют обстрелы из самоходных гаубиц и реактивной артиллерии. В отличие от этого, британцы считают атаку наземных войск с лёгким вооружением менее взрывоопасной: «Прямое катастрофическое повреждение реакторов маловероятно при большинстве правдоподобных сценариев с применением пехотного оружия, поскольку конструкции очень сильно укреплены».
Однако тяжёлое оружие, вероятно, будет использовано в ожидаемом весеннем наступлении украинских войск. По словам президента Владимира Зеленского, вооружённые силы страны, подвергшейся нападению, интенсивно готовятся к контрнаступлению, для чего создаются новые формирования. «Мы также активно готовим новые бригады и подразделения, которые проявят себя на передовой», - сказал глава государства в недавнем видеообращении.
С ожидаемым весенним наступлением, вероятно, возрастёт интенсивность боевых действий в Украине в целом. Виктория Войзицкая, эксперт по энергетике, бывший председатель комитета по энергетике и бывший депутат украинского парламента, поэтому беспокоится и за другие атомные электростанции в стране. Россия может устроить ядерную катастрофу с этими реакторами [а России-то это зачем? — прим. «МП»].
Виктория Войзицкая говорит, что российские силы неоднократно атаковали бы энергоснабжение с помощью беспилотников, ракет и крылатых ракет, что повлияло бы на безопасность реакторов, поскольку они должны быть подключены к сети. «Украине нужна мощная система ПВО для защиты атомных электростанций от всех воздушных угроз», - сказала бывший парламентарий.
Россия объявила, что будет любой ценой защищать территории на Украине, которые она присвоила в нарушение международного права. Уже в районе Чернобыльской атомной электростанции российские вооружённые силы показали, что ни здоровье собственных солдат, ни безопасность мирных жителей по соседству не являются для них приоритетом. Во время рытья траншей рядом с реактором, где в 1986 году произошла катастрофа, произошёл выброс радиоактивного излучения, и, как говорят, русские также хранили боеприпасы на территории атомной электростанции [майн Готт, ну это просто вообще выходит за рамки! — прим. «МП»]
Ни одна атомная электростанция не может безопасно работать во время войны, говорит Виктория Войзицка. Это опасность не только для её родной страны: «Радиоактивное излучение не знает границ».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: это называется качественной журналистикой? Примитивная манипуляция и предвзятость. Фу, такими быть, Die Zeit.
Мекленбургский Петербуржец в: