Шла трудная осень сорок первого года. Враг занял Ростов и готовился к прыжку на Кавказ. В те дни у реки Терек формировалась отдельная стрелковая бригада, куда я, молодой лейтенант, прибыл для дальнейшего прохождения службы. И сразу же был вызван к комбригу.
Полковник И. Людников назначил меня политруком роты, а когда узнал, что я мастер спорта по легкой атлетике, переменил решение.
«Возглавите ударную роту, подготовьте бойцов физически, советую организовать сдачу норм ГТО»
Да, прославленный военачальник (помните «остров Людникова» в Сталинграде) придавал огромное значение физической закалке личного состава!
И начались тренировки в беге, прыжках, метании гранаты. Совершали тяжелейшие марши. Все это пригодилось, и очень скоро...
22 ноября после многодневного пешего перехода бригада вышла к южному берегу Дона. На северном находились немцы. Поступил приказ форсировать реку, но... артиллерии не было, патронов — в обрез.
Вызвал меня комиссар бригады, сказал: «В лоб наступать — людей загубим, возьми тридцать самых выносливых бойцов и зайди в тыл фашистам. Выбей их из станицы Аксайской, помоги бригаде форсировать Дон»
Отобрал я тех, кто сдал нормы на значок ГТО второй ступени. И двинулись по нашему берегу на восток. Прошли километров пятнадцать. Гитлеровцы лед освещают ракетами, но когда их линия обороны закончилась, мы скрытно перешли реку. Ударили с тыла, откуда фашисты «гостей» не ждали. Помню, как в панике выбегали они из хат и бежали по направлению к Ростову. Пленный ефрейтор показал, что этот укрепленный пункт обороняли девяносто солдат — почти втрое больше, чем нас...
Двигаясь вдоль северного берега, мы «сматывали» немецкую оборону, и части бригады без потерь переправились через Дон. С ходу была взята станица Аксайская. И вот Ростов...
Ожесточенный бой разгорелся в районе аэропорта. На нас обрушились пикирующие бомбардировщики. Но остановить солдат, уже познавших радость первой победы, было невозможно. Решительным натиском батальон захватил здание аэропорта и ворвался на улицы Ростова. Отступление фашистов перерастало в паническое бегство...
Помню, как командующий армией генерал Лопатин, оторвав взгляд от стереотрубы, воскликнул: «Как бегут! Верил я, что будем бить фашистов, но боялся погибнуть, не увидев этого!»
А кто-то из молодых командиров поддержал генерала: «Это они только учатся бегать, а как только мы их потренируем, они без передышки добегут до Берлина!»
Дружным хохотом встретили эти слова идущие на запад бойцы...
Хорошая шутка была нужна и в то грозное время...
А. КРАСНОВ, гвардии капитан запаса, мастер спорта (1980)