"Starship"- это полностью многоразовая космическая система запуска от компании "SpaceX", двухступенчатая сверхтяжёлая метановая ракета, по своей сути выполняющая функцию челнока (доставку груза на орбиту Земли и возвращении обратно с грузом или без) с возможностью корабля к межпланетным перелётам.
Состоит "Starship" из двух ступеней:
- ускорителя (первой ступени) "Super Heavy", он необходим для того, что бы помочь выбраться из глубокого гравитационного колодца Земли. Его будут создавать и использовать на Земле, ведь для взлёта с других твёрдых небесных тел он, в целом, и не нужен из-за меньшей гравитации. Хотя следует ожидать, что однажды появится и марсианская версия ускорителя, для запуска более тяжёлых грузов или с большим запасом топлива;
- корабля (совмещённого со второй ступенью), который имеет такое же название, как и вся система "Starship". Он предназначен для выполнения широкого круга задач, для чего и потребуется создание многих его версий.
Но какие версии уже планируются или хотя бы предполагаются в будущем?
1) "Грузовой для Старлинка", версия для запусков собственной группировки спутников "Starlink". Данная версия, вероятнее всего, будет самой первой, выполняющей запуски с полезной нагрузкой. А так как это собственные спутники компании, то во время доставки их на орбиту, можно тестировать всю систему с минимальным риском для самой компании, нарабатывая опыт от многих запусков.
Данная версия будет иметь такие отличительные черты, как: "плавники", теплозащитные плитки, узкая прорезь в задней верхней части корабля, для развёртывания спутников.
2) "Заправщик", данная версия появится, изначально, для тестирования перекачки топлива между кораблями на орбите Земли, а затем станет обязательной частью инфраструктуры полётов на Луну и в дальний космос.
Данная версия будет иметь: "плавники", теплозащитные плитки, а всё пространство под обтекателем будет баком/баками с топливом и/или окислителем.
3) "Топливное хранилище", как только закончится отработка перекачки топлива на орбите с помощью "Заправщиков", появится необходимость в корабле, который смог бы продолжительное время хранить внутри себя компоненты топливной пары, прямо на орбите Земли. Этим версия корабля "Хранилище" и займётся.
Для этой версии будет характерно: отсутствие плавников и теплозащитных плиток, так как возвращаться непосредственно на Землю не нужно. Ожидается увеличение его длинны, для хранения бóльшего количества топлива, во всей внутренней части корабля. А так же следует ожидать, что он будет оборудован бóльшими по размерам внутренними (в других версиях посадочными) баками. Это нужно для защиты криогенных компонентов топлива, от нагрева излучением Солнца, что увеличит длительность его хранения.
4) "Грузовой для орбиты", версия для вывода "традиционных" видов коммерческой полезной нагрузки- спутников, частей орбитальных станций, космических кораблей (капсул) и других.
И будет иметь: "плавники", теплозащитные плитки, а задняя часть обтекателя будет откидываться как багажник, для выпуска полезной нагрузки, а затем закрываться и корабль вернётся на Землю.
5) "Лунный", версия, разрабатываемая в рамках контракта программы "Artemis" с "NASA", по созданию лунной базы и отправке туда людей.
В данной версии предполагаются такие особенности как: отсутствие "плавников" и теплозащитных плиток, "Лунный" Старшип будет иметь солнечные панели вокруг верхней части обтекателя, мощные посадочные опоры, посадочные двигатели в верхней части корабля, лифт для спуска на поверхность и будет покрашен в белый цвет.
Хотя и создание данной версии, в подобной конфигурации, под большим вопросом, однако это не исключено и может дать определённые преимущества.
6) "Пилотируемый для орбиты", данная версия появится лишь после многократных успешных полётов всей системы, что докажет её пригодность для пилотируемых людьми миссий.
Она будет схожа с грузовыми версиями и будет иметь: "плавники", теплозащитные плитки, иллюминаторы, а пространство под обтекателем будет герметизировано, для размещения в нём людей.
Из-за огромного внутреннего пространства, сравнимого со всей "МКС", эта версия может использоваться так-же в качестве одномодульной орбитальной станции.
7) "Грузовой для Марса", версия Старшипа, которая, в теории (если не создаст искусственный кратер в месте приземления), сможет сесть на любое тело в Солнечной Системе с твёрдой поверхностью. Предназначена для перемещения грузов с Земли на орбиту, а после дозаправки на ней, в любую точку Солнечной Системы (а с дозаправкой местным топливом сможет вернуться и приземлиться на Землю).
Она будет иметь: "плавники", теплозащитные плитки, лифт для спуска на поверхность, а пространство под обтекателем будет наполнено грузом.
Вероятно станет самой массовой версией среди всех кораблей.
8) "Пилотируемый для Марса", одна из самых интересных версий корабля, которая позволит людям впервые вылететь за пределы нашей "колыбели", настолько далеко, на сколько никто и никогда ещё не удалялся от системы Земля-Луна.
Данный Старшип будет иметь: "плавники", теплозащитные плитки, иллюминаторы, лифт для спуска на поверхность, после заправки местным топливом сможет вернуться и приземлиться на Землю, а пространство под обтекателем будет не только вмещать 100- 150 тонн груза, но и будет герметизировано для возможности жизни там до 100 людей, как в космосе, так и на поверхности планет, спутников и астероидов в качестве форпоста.
Вполне вероятно, что пилотируемые корабли будут перемещаться, между планетами, парами. Такие пары, сцепленные друг с другом длинным тросом, с последующим их раскручивание, создадут искусственную силу тяжести, которая решит все проблемы невесомости.
По возможности именно эта версия, в модификации без "верхних посадочных двигателей", более предпочтительна у "SpaceX" для участия в программе "Artemis".
9) "Одноразовый", версия которая планируется для осуществления запусков, в которых полезная нагрузка будет интегрирована с кораблём и будет являться непосредственной его частью. Примером таких миссий может быть: запуск орбитального телескопа с диаметром зеркала почти в 9 метров! или в качестве модуля орбитальной станции.
У данной версии будут отсутствовать "плавники" и теплозащитные плитки, а масса выводимой полезной нагрузки возрастёт до 250 тонн!
И после вывода на орбиту, одноразовый старшип может вернуться в неё, разве что, только для затопления в океане.
Вывод: на данный момент можно выделить данные версии корабля Старшип, однако, не исключено, что в будущем их появится куда больше. Ведь подобная архитектура предоставляет куда больше возможностей, чем любая другая из существующих на сегодняшний день или будет создана в ближайшем будущем.
"Per aspera ad astra SpaceX"
Кому удобнее читать нас в вк: vk.com/mar_tians
Телеграм: t.me/mar_tians
Так же подписывайтесь на ютуб канал, цель 100 подписчиков, для начала публикации новостей и там: youtube.com/mar_tians