Все-таки советские фильмы - это всегда шедевры) Уникальные творения, воплощающие в себе море наивности плюс бесконечное очарование тривиальности...
Скажем, такая картинка - лежит это неживая девушка на дне глубокого котлована. Молода и прекрасна, одета прилично, даже при ридикюле - не ограбили и убили, а похоже на cуицид. Совершенно волшебно выразился судмедэксперт - "она погибла от падения с высоты, телесных повреждений нет!". Действительно, чего там можно телесно повредить, если навернёшься вниз метров на двадцать?
Следователь Васильев (его играет совершенно чудный Филатов), одет с иголочки, при галстуке и в шляпе, на фоне милицейских коллег в изделиях фабрики "Большевичка" смотрится прямо каким-то иностранцем из дальнего зарубежья.
Ну, понятное дело, идёт он по адресу девушки Верочки в её коммуналку, а там комнатка-то ограбленная стоит, вот те раз. Соседка-бабулька объясняет, что жилище своё Верочка никогда не запирала, всяк зайди да вынеси чего понравится... Не странно ли? А помимо неё и бабульки там ещё семья с детьми проживает.
Затем беседа с её начальником - она секретаршею трудилася - тут еще один дивный персонаж Меншутин (Олег Табаков). Ужасно переживает, как же так, что случилось и всё такое... А мы-то с женой как её любили, говорит начальник главка, прямо даже в гости она к нам приходила запросто.
Вскоре выясняется, что Верочка была страшно совестливой и ответственной до невозможности. Во всё вникала, до всего ей было дело - чего там начальство втихаря творит, каким манером нарушает социалистическую законность?!
Вот буквально даже всякий намёк на возможные нарушения Верочку настораживал и лишал покоя начисто. Все бы секретарши были у нас такими бдительными - давно бы построили коммунизм, точно.
Фоном звучит легкомысленная песенка про два цветочка, голубой да синенький, а следователь Васильев в это время размышляет, напряженно и тревожно.
По всяким зацепкам вышли доблестные милицейские на подозреваемых и отправились их брать в каком-то сарае - все в гражданской одежде, в пальто, в пыжиковых шапках, следователь Васильев в шляпе опять. Не переодеваться же в самом деле в форму...
Ну и пришлось то по чердаку лазать, то гоняться в горах мусора за "бандитами" при параде. А те как взялись стрелять! Одного милиционера убили, один бандит сбежал.
И там картина опять чудная и дивная - как элегантный Васильев в своем пальто гоняется за шустрым преступником. Уж он бегал-бегал туда-сюда, уж прыгал то вверх, то вниз - и хоть бы что, даже шляпа не слетела.
Что самое изумительное - преступников было всего два. Милиционеров - пятеро. Вернее, потом осталось-то четверо, да. Но это неважно, начальство не ругалось и даже сказало, что ничего страшного. Супер!
И впрямь - не знали же, что гнилой пол на чердаке в том проклятом сарае под их тяжестью провалится. А уж о том, что у разбойников окажется пистолет, из которого они даже примутся стрелять, и помыслить не могли.
Ну, похоронили с почестями героически погибшего товарища, Филатов даже переоделся по такому случаю в свитер.
Подозреваемый, который сам сдался и которого доблестные органы лихо задержали - бедовый Садальский, он же Кирпич, он же Костя Сапрыкин, только откормленный и приодетый. Вот на роду написано человеку играть всяких карманников да подельников, просто заглядение.
Потом и второго поймали, который с пистолетом. Допросили - оказалось, что они просто ограбили мертвую девушку, а сами не убивали, неее, ты нам, начальник, мокруху-то не шей!
А потом опять дивная картинка - Филатов, он же Васильев, навещает подружку Веры Катю - а это актриса Догилева! Только тут она не в коммуналке, а в собственной квартире. Сидят они рядышком на диванчике и вызывают упоительное дежавю)))
Ну и параллельно творит какие-то мутно-тёмные делишки тот самый начальник главка Меншутин, оставшийся без секретарши. За его передвижениями следит ОБХСС...
Фильм растянут и размазан аж на три серии, хотя ничего там в сюжете нет такого-этакого, требующего подробностей. Просто Меншутин брал взятки за то, что, злостно используя служебные полномочия, распределял автотранспорт по предприятиям и организациям вне очереди.
Там вечно его не хватало, транспорта, а за барашку в бумажке получите и распишитесь. Меншутин богател, щедро одаривал секретаршу свою за мелкие поручения, а она когда догадалась обо всём, то пошла самоубиваться.
Потому что думала о душе, о совести и о честности. А так жить, как жила, не могла и всё тут.
В конце фильма следователь, разумеется, не возмущается тем, что социалистическое государство не в силах обеспечивать все свои колхозы и фабрики достаточным количеством тракторов и автобусов.
Он только сокрушается, что Вера-то не пошла куда следует и не настучала на своего преступного начальника.
Коммунизм строим, а она о душе думала.
Ну и едет такой проклятого Меншутина арестовывать, попутно обещая жестокую кару всем преступникам. Мы, говорит, вам возмездие-то обеспечим.
Автор - Елена Д.
Режиссёр трёхсерийного фильма "Петля" (1983) - Олег Гойда. Снято по одноимённой повести Аркадия Адамова, являющейся продолжением детектива "Злым ветром", тоже экранизированным (в 1982 году под названием "Инспектор Лосев").
В фильме также играли Игорь Владимиров, Марина Яковлева, Андрей Ростоцкий, Жанна Прохоренко, Майя Булгакова, Владимир Носик, Семён Фарада и другие.