Георгий Валентинович Плеханов был первым русским марксистом. Когда он писал свою прославленную книжицу про социализм и политическую борьбу (1883), Льву Бронштейну (Троцкому) было всего четыре года, жил он в деревне и пил парное молоко. Только самая причудливая судьба могла свести вместе этих разных людей, и только особое стечение могло их поссорить. Однако обо всем по порядку.
Из "Искры" возгорится пламя
Плеханов с 1880 года жил в эмиграции и, пользуясь благоприятными условиями заграничной буржуазной среды, по мере сил и возможностей занимался революционной деятельностью. Он создал группу "Освобождение труда", "Союз русских социал-демократов за границей" и принимал самое живое участие в работе II съезда РСДРП.
Короче, все у него получалось до поры до времени. Но вот в российских социал-демократических кругах появился некий человек, ставший центром притяжения для многих революционеров. Нет, пока еще это был не Троцкий. Речь идет об Ульянове (Ленине).
Вскоре Ленин тоже оказался эмигрантом, приехал в Европу и в 1900 году предложил Плеханову и его друзьям создать газету с интригующим названием "Искра".
Кооптировать Троцкого
В 1902-1903 годах в редакцию "Искры" входили: Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Ю.О. Мартов, А.Н. Потресов, П.Б. Аксельрод и В.И. Ленин. Если кто-то думает, что отношения между этими людьми были безоблачными, он никогда не работал с людьми. Даже между членами бригады грузчиков не бывает единства мнений, что же говорить о строителях новой жизни!
В отличие от большинства членов редакции Ленин обладал, как выражалась Вера Засулич, бульдожьей "мертвой хваткой", что, кстати сказать, крайне веселило Ленина. В конце 1902 - начале 1903 годов Ленин остро переживал, что многие из его предложений не проходят через голосование. Членов редакции было шесть, и часто мнения делились поровну.
И тут в голову будущего вождя российского пролетариата пришел хитрый план. Ленин предложил Плеханову кооптировать (включить без широких выборов) в редакцию Троцкого. Как писал впоследствии Троцкий:
"Он хотел добиться стойкого большинства. По ряду важных вопросов редакция разбивалась на две тройки: стариков (Плеханов, Засулич, Аксельрод) и молодых (Ленин, Мартов, Потресов)".
Нам очень нужен седьмой член
К этому времени Троцкий успел не только вырасти физически, но и стать довольно яркой "звездой" на революционном небосклоне. У него даже появилась кличка "Перо", данная почитателями его публицистически-полемического таланта. В 1902 году Троцкий удрал из ссылки (и как они только ухитрялись?) и был принят на работу в "Искру" без права голоса.
И вот теперь Ленин отправил Плеханову письмо:
2.III.03. (Париж). Я предлагаю всем членам редакции кооптировать "Перо" на всех равных правах в члены редакции (думаю, что для кооптации нужно не большинство, а единогласное решение). Нам очень нужен седьмой член и для удобства голосования (6 - четное число) и для пополнения сил".
На сторону Ленина встал близкий тогда к нему Мартов. Чуть позже он писал Аксельроду:
"10 марта 1903 г. Лондон. Владимир Ильич предлагает нам принять в редакционную коллегию на полных правах известное вам "Перо". Его литературные работы обнаруживают несомненное дарование, он вполне "свой" по направлению, целиком вошел в интересы "Искры" и пользуется уже здесь (за границей) большим влиянием, благодаря недюжинному ораторскому дарованию. Говорит он великолепно - лучше не надо. В этом убедился и я, и Владимир Ильич. Знаниями он обладает и усиленно работает над их пополнением. Я безусловно присоединяюсь к предложению Владимира Ильича".
Плеханов категорически против
Ленин не сомневался, что в наиболее острых вопросах Троцкий будет с ним заодно. Но и Плеханов тоже не испытывал в этом сомнения и категорически выступил против кооптации. Более того, предложение Ленина стало главной причиной острого недоброжелательства Плеханова к Троцкому, который догадывался, что Ленин действует против него.
Вопрос об изменениях в редакции был отложен до съезда. Редакция постановила не ждать съезда и привлечь Троцкого на заседания с совещательным голосом. Плеханов продолжал категорически возражать. Засулич лично привела Троцкого на ближайшее заседание, где он лично столкнулся с Плехановым.
"Не зная закулисной стороны дела, - пишет Троцкий в своей автобиографии, - я был немало озадачен, когда Георгий Валентинович поздоровался со мной с изысканной холодностью, на которую был большой мастер. Недоброжелательство Плеханова ко мне длилось долго, в сущности, не проходило никогда. В апреле 1904 г. Мартов в письме к Аксельроду пишет о "личной, унижающей его (Плеханова) и неблагородной ненависти к данному лицу" (вопрос идет обо мне)".
P.S.
Так чем же поучительна эта история? И поучительна ли она хоть в чем-то? Старые и молодые всегда находят повод разойтись во мнениях. Единство между ними - это иллюзия. Сходства мало, а противоречий куча. Это первый принципиальный вывод. Второй будет менее философичен, зато куда ближе к реальности - Плеханов, видимо, чувствовал в Ленине и Троцком силу, способную исказить картину будущего, которую он рисовал в своей голове. Поэтому он сначала обиделся на "слабое звено" дуумвирата, а позже высказался и по поводу чрезмерной торопливости Ленина и его мании осуществлять революции вопреки аутентичной марксистской теории.
На этом пока все. Встретимся в другой раз
О неточностях и опечатках сообщайте автору