Найти тему
Мир особенных людей

Родители будущих особенных первоклассников глазами педагога

Еще один учебный год стремительно летит к Последнему звонку, а мы уже думаем о празднике 1 сентября - и в этом сила нашей работы. Нам просто некогда останавливаться и предаваться ипохондрии.

Фото автора
Фото автора

Вот и в моей любимой коррекции прошла встреча с нашими будущими первоклашками и их родителями. Некоторыми своими наблюдениями я поделюсь сегодня с вами.
Начало школьной жизни - это особая пора для родителей. Как все сложится? Сможет ли ребенок найти друзей? Будет ли он успешен? Множество вопросов волнуют самых главных в жизни первоклассника людей. Что уж говорить о родителях особенных ребят. В нашем сегодняшнем разговоре я кратко обозначу те установки, которые могут помешать родителям получить удовольствие от начала школьной жизни ребенка и, как специалист, позволю себе дать советы по их нейтрализации.

Повышенная тревожность

И это понятно и объяснимо: только-только, казалось, всё наладилось в дошколке, как неумолимо наступает школьный период. А это пугает. Особенно в условиях часто негативного информационного фона. Я сама подписана на многие популярные среди родителей группы и сообщества в интернете, и меня иногда откровенно изумляет то, что я там читаю. Если забыть, что я работаю в школе и являюсь коррекционный педагогом, мне было бы просто страшно сегодня отдавать своего ребенка в школу. Среди отзывов и комментариев из 10 примерно 9 являются откровенно негативными и зачастую некомпетентными. И они же становятся самыми популярными.

Совет: Не накручивайте себя чтением публикаций, наполненных негативом и отрицательным опытом других родителей. Помните, у вас – свой опыт, и от вас зависит, каким он будет. Школа – ваш партнер в деле обучения и воспитания, а уж никак не противник и соперник.

Гипер контроль школы

Желание контролировать каждый шаг педагогов и специалистов со стороны родителей достаточно часто встречается в моей практике. Причина - всё та же: повышенная тревожность + информационный фон. «А где у вас такой-то документ?», «А какие методики применяет этот педагог?», «А чем регламентировано это действие специалиста?», и – лидер вопросов: «А где это написано, в каком нормативно-правовом акте закреплено?» Самым трудным является тип родителей, которые стараются навязать педагогам свое видения обучения: настаивают на определенных методиках, учебниках, пособиях и подходах к организации учебно-воспитательного процесса.

Совет: Примите как факт: в школе работают профессионалы, они много учились и имеют положительный опыт в работе с особенными детьми. Оставьте функцию контроля и надзора соответствующим инстанциям и учитесь доверять школе.

Гипер опека ребенка

Начало школьного этапа в жизни ребенка – это и начало нового этапа сепарации от родителей. И к этому нужно быть готовым, так как это естественный процесс, необходимый для успешной социализации особенного ребенка. Не нужно требовать от него немедленно звонить, если вдруг ребенку покажется, что одноклассник не так на него посмотрел или учитель не сразу к нему подошел, не нужно заставлять его звонить после каждого урока с докладом, после завтрака и обеда – с отчетом.

Совет: Дайте ребенку возможность быть самостоятельным, самому учиться выстраивать отношения с одноклассниками и взрослыми, а дома задавайте ему правильные вопросы (без негативной подложки): что нового ты узнал? Чему научился? Что тебя порадовало сегодня в школе? Что было самым вкусным на обед?

Завышенные/заниженные ожидания

Всем родителям без исключения хочется, чтобы их ребенок смог проявить все свои способности, раскрыть таланты и стать успешным школьником. И родители, безусловно, желая своему ребенку только добра, нагружают его многочисленными дополнительными занятиями вне школы – и коррекционными, и творческими, и спортивными. У первоклашки и так – сложный период адаптации, требующий эмоциональной и физической отдачи, а тут еще после школы нужно ехать (хорошо, если недалеко) на очередные занятия.

Совет: Не торопите его, не подгоняйте. Поверьте, не все дети осваивают учебный материал в одинаковом темпе, не все быстро адаптируются к школьному порядку, все проходит очень индивидуально. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, даже если они одного возраста и с одинаковой нозологической группой. Будьте на связи с учителем и специалистами и следуйте их рекомендациям.

Итак, решаем правильно задачку:

Дано: Ожидания от школьной жизни

Минусуем: повышенная тревожность, гипер контроль школы, гипер контроль ребенка, завышенные/заниженные ожидания

Плюсуем: партнерские отношения, доверие школе, поддержка ребенка, адекватный уровень ожиданий

Получаем: успешный старт в школьную жизнь.

Что и требовалось доказать.

фото автора
фото автора