С Первомаем, дорогие товарищи!
Я люблю историю. А увлечение велоспортом в этом только помогает.
1 мая, сегодня отмечаемый как день Весны и Труда, пережил множество интерпретаций, но истории было угодно сохранить его как знаменательную дату. А значит, мы вправе отвлечься от политического контекста и просто радоваться наступлению самого теплого летнего месяца и возможности сделать что-то хорошее и полезное. Тем не менее,
Краткая история
В 1918 году Владимир Ильич Ленин сделал 1 мая красным днём календаря. Отныне это был уже государственный праздник, имевший название – День Интернационала. Первое и второе мая последующих лет были объявлены нерабочими для всех советских граждан. В эти дни, как правило, проводились демонстрации трудящихся людей, включая и военные парады Красной армии.
А вот интересное свидетельство эпохи, напрямую касающееся велосипедов:
«Велосипед – трудящимся. Продаются в рассрочку через сберкассы». (Велосипедные обязательства).
Далее во всю страницу фотография красноармейцев на велосипедах с винтовками наперевес. Надпись под фотографией: «Велосипед в Красной армии. Отряд самокатчиков Н-ского полка».
Журнал "За рулем" 1930 год
О чем идет речь
Велосипедные обязательства — кредитные обязательства, выпущенные в 1930 г. на срок до 1 авг. 1932 г. Всесоюзным объединением машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (Машинообъединением) с целью облегчить трудящимся приобретение велосипедов и увеличить средства для расширения их производства.
Стоимость обязательства — 160 рублей - равнялась стоимости велосипеда. Всего в 1931-32 году планировались к реализации 350 тысяч мужских велосипедов. Все операции по реализации велосипедных обязательств производились сберегательными кассами и учреждениями Госбанка. Обязательства распространялись исключительно среди трудящихся, подписка принималась как от коллективов рабочих и служащих, членов колхозов, так и от отдельных трудящихся. Велосипедные обязательства выпускались в 4 сериях. При покупке обязательства первой серии — покупатель вносил в сберегательную кассу до 1 июля 1930 года 29 рублей 50 коп., в дальнейшие два квартала по 43 рубля 50 коп., т. е. по 14 рублей 50 коп. в месяц, в последнем квартале вносит 39 рублей 87 к. Большие льготы предоставлялись покупателю обязательства 4 серии: до 1 июля 1930 года он вносил 10 рублей — дальнейшие 7 кварталов по 18 рублей, т. е. 6 рублей в месян и в последнем квартале 14 рублей.
Про Ленина и велосипед
Пролетарии всех стран, соединяйтесь,
велосипедисты всех времён, объединяйтесь!
Отец революции и идейный вдохновитель Первомая В.И. Ленин был, между прочим, заядлым велосипедистом.
Соратники Ленина периода эмиграции оставили довольно много воспоминаний, так или иначе связанных с велосипедами. Так, Злата Лилина, жена Зиновьева, будущего руководителя большевиков Петрограда вспоминала: «В.И. работал 6 дней в неделю, не давая себе ни минуты отдыха. Зато один день в неделю... он отдыхал полностью. Мы тогда садились все четверо – Владимир Ильич, Надежда Константиновна, Зиновьев и я – на велосипеды и уезжали с 6 часов утра до 10 – 11 вечера за город. Условие, которое В.И. при этом ставил, – ни слова о политике. В первый раз, когда мы поехали, мне казалось странным: о чём же мы будем говорить, если нельзя говорить о политике. Но оказалось, что с В.И. можно говорить обо многом, не касаясь политики. В.И. был прекрасным велосипедистом».
Любопытно, что ленинские прогулки на велосипеде были длительными и требовали хорошей физической формы. Много ли из современных любителей велосипеда смогут проехать такое количество километров для своего удовольствия, как Ленин и при этом не терять бодрости? Так, Зиновьев вспоминал: «Сколько раз в Париже В.И. увлекал нас на велосипеде за 50 – 70 вёрст только для того, чтобы на живописном берегу красивой реки выкупаться и погулять. Поездка в полсотни вёрст на велосипеде в прекрасный французский лес для того, чтобы собрать ландышей, считалась обычным делом». Он же, уже вспоминая 1914 г. и проживание в Кракове, писал: «Отдых почти всегда сводится к тому, чтобы побольше остаться один на один с природой… Ничего не стоило подбить нас съездить из галицейской деревушки вёрст за сто в Венгрию за тем, чтобы оттуда в качестве трофея привезти… одну бутылку венгерского вина». Сто километров за бутылкой вина (причем за одной, а не за ящиком, т.е. не для пьянства), это сильно!
Еще больше воспоминаний о Ленине, так или иначе связанных с его увлечением велосипедом, можно прочитать, например, здесь.
С праздником и Ride On, дорогие товарищи!