Друзья, ровно 88 лет назад, в семь часов утра, Московский метрополитен распахнул свои двери для пассажиров. Тогда открылось 13 станций самого лучшего в мире метро. Ничего до этого нигде не делали вообще. 13 просторных, светлых, наполненных воздухом станций напоминали подземные дворцы. С праздником, коллеги!
А к 85-летию метро Главархив Москвы опубликовал подборку интересных фотографий.
Как они написали: «Его развитие — одна из приоритетных задач, стоящих перед столичным мегаполисом. Фотографии, созданные метростроевцами в 1930–1940-е годы, работы советских фотомастеров (Н. Грановского, Г. Корабельникова, Л. и В. Великжаниных, В. Егорова, А. Столяренко, С. Малова, Е. Самойлова) и снимки современных фотографов знакомят с историей Московского метро — от закладки первых шахтных стволов до наших дней».
Давайте посмотрим на эти фотографии, изучим снимки (если там есть что интересное, исправим неточности. Современные снимки я брать не буду — они там скучные. Если хотите увидеть современное метро — читайте мой блог.
Под фотографией будет оригинальное описание, а ниже — мои комментарии.
Действительно, шахта № 11 строила станцию «Охотный ряд».
Слева Манеж, а справа здание бывшей гостиницы «Петергоф». Разведка ведется на перегоне между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Охотный ряд». В альбоме написано «1-й радиус Московского метро» (не только здесь), что немного странно, так как его привычное название: «Первая очередь».
Это строительство станции «Охотный ряд» и выемка ядра из центрального зала. Дата — 1934 год. Напомню, что 90 процентов всех строительных работ было выполнено именно за 1934 год.
Такими бадьями доставали грунт из под земли. Сверху есть место, куда цеплять крюк, чтобы её поднять. А закреплена бадья на подвижной оси. После того, как её поднимут и переместят краном (тогда это кран—укосина в 99 процентах) к отвалу, её опрокидывали.
Это может быть и ствол, хотя на фотографии мы видим проходку горизонтально.
Электровоз — это НЕ аккумуляторная вагонетка, конечно, а отдельное самоходное тяговое средство, которое везет эти самые вагонетки.
К этой фотографии много вопросов так как не очень понятно, что за диафрагма. Можно подумать, что это шлюзовая перегородка, но так как проходка щитами и под сжатым воздухом шла от шахты № 12 к шахте № 11, то ставить перегородку на последней шахте смысла нет вообще. В любом случае мы видим какую-то мощную металлическую конструкцию поперек тоннеля.
А шлюз, который использовался, выглядел тогда так:
Но, вернемся к альбому.
Классический снимок рукопожатия при сбойке. На фотографии сбились только штольнями. До сооружения самого тоннеля еще далеко.
Судя по шатру чуть правее центра снимка мы видим Ярославский вокзал. А на фото сооружение оборотных тупиков за станцией «Комсомольская» первой очереди.
XVII съезд партии (или «Съезд победителей») проходил в Москве с 26 января по 10 февраля 1934 г. Так что кадр вполне мог быть сделан и в 1933 году. На нем мы видим аккумуляторный электровоз и метростроевцев, которые в ручную катят вагонетки. Так же мы знаем, что на 1 января 1934 года было готово только 500 метров готового тоннеля (из более 16 километров строительной длины). Так что на фотографии как раз какой-то участок из этих 500 метров, построенных горным способом.
Слева газета «Рабочая Москва», по центру кверху тормашками газета «Постройка» (так с 1924 г. по 1937 г. называлась «Строительная газета»), а вот газету справа опознать не удалось. Но это какой-то большой формат, что-то типа газеты «Правда».
Кран-укосина обычно применялся для подъема бадьей с грунтом. Но так как он легкий и легко переставляется, то им можно и распорку опустить на свое место. А вот с датировкой я не согласен. К освоению площадок на второй очереди приступили только осенью 1935 года, и на фото мы видим отсутствие снега. Я считаю, что это не ранее 1936 года.
Перевожу — разработка грунта рамповой части ветки в электродепо «Сокол». Точно не может быть 1935 г. Скорее всего 1936–37 гг.
Эта фотография так же использовалась в фотоальбоме, который подарили Л.М. Кагановичу на пятилетие метро. Это не цветная фотография, это раскрашенные фото.
До какого-то момента вестибюлем называли еще и зал станции. Если на двухпролетной станции не очень понятно вообще, как делили, то на глубоких было просто. Центральный зал — вестибюль, боковые — платформа.
Вестибюль в административном здании Большого театра России.
У меня есть большие сомнения, что это 15 мая, так как все торжественные мероприятия, посвященные пуску метрополитена прошли 14 мая. А 15 мая в семь часов утра вестибюли открыли свои двери для пассажиров.
Мы можем видеть моторный вагон № 5 и прицепной № 1005. Вагоны эксплуатировались секциями, которые состояли из моторного и прицепного вагона. Таким образом в составе могло быть только четное количество вагонов. Вагоны №№ 5 и 1005 были выпущены в начале 1935 года.
К фотографии неправильная подпись — на самом деле это вагоноремонтные мастерские в депо «Северное». Сейчас это завод по ремонту эскалаторов. Да и по дате не бьется место. Дело в том, что мы видим лозунг про стахановское движение, которое образовалось только лишь осенью 1935 года. А вагоны пятой секции поступили на метрополитен, как я написал выше, в начале 1935 года.
Видимо, в депо «Северное».
Мы можем только сказать, что прицепной вагон № 1084 был выпущен в 1938 году. Это вагон типа Б и он предназначался для Арбатско-Покровского диаметра.
Моторный вагон №47 и, видимо, прицепой № 1047 (выпущены в 1936 г.) выезжают из рампы на парковые пути депо «Северное».
Слева на щите мы можем увидеть название станции: «Пл. Свердлова». Сейчас это станция «Театральная».
Которая находится на Большой Никитской улице.
Понятие «радиальная» появилось после пуска Кольцевой линии и не могло быть в конце 30-х г.
Очень интересный кадр. Под буквами «Киевская» набито мелким шрифтом: «движение открыто 1го января», хотя на самом деле станция открыта 20 марта 1937 года. Не всегда планы шли так, как хотелось бы.
Эту же надпись вы можете увидеть и здесь:
Блок-пост — место откуда управляют стрелочными переводами.
Дополнение от читателя: «Диспетчер блок-поста сидит и чертит график движения поездов (а перед ним нормативный график), имея лишь селектор (никакого намёка на пульт-манипулятор управления стрелками и сигналами)? Больше похоже на поездного диспетчера. Да и что это за должность — диспетчер блок-поста? Дежурный тогда уж».
Обратите внимание, что большая часть пола — асфальтовая. Так же упорно ходят слухи, что при пуске свод был покрашен в голубой цвет — цвет неба, но найти каких либо подтверждений не удалось.
Этот вестибюль сохранился, но без козырька.
Обратите внимание, что на двух последних фотографиях платформу называют вестибюлем.
Это шахта Кольцевой линии № 428, из которой сооружалась станция метро «Комсомольская».
Станция была открыта 1 января 1950 года, так что кадр сделан до открытия.
Панно полностью утрачено, к сожалению.
Ошибка в описании — это вестибюль станции «Смоленская» Арбатско-Покровской линии. К Филевской линии он не имеет никакого отношения.
Сейчас находится внутри генштаба.
Сейчас выход сделан в торец зала.
Вагон типа Б № 63, выпущен в 1938 году. Обратите внимание, что на торце вагона нет крюков для улавливания пассажиров (одна из версий). Они появятся чуть позднее.
А вот читатели заметили, что это станция «Киевская» АПЛ, а не Кольцевая. Я проглядел :)
А тут пример ошибки в википедии, так как там написано, что станцию открыли в 24 сентября 1954 года. В прессе это кадр подписан так: «Начальник Метростроя т. Н. А. Губанков и начальник Метрополитена т. А. И. Ежов разрезают ленточку перед пропуском первого поезда».
На вагоне уже установлены крюки.
Это временная станция, которая находилась в депо «Измайловская».
Обратите внимание, что часть пола все равно еще асфальтовая.
Дополнение от читателей — это депо «Сокол».
Это не чистка, а полировка.
29 ноября 1955 года метро Москвы было переименовано в Московский метрополитен имени В.И.Ленина. До этого момента столичная подземка носила имя Лазаря Моисеевича Кагановича. На фотографии видны как раз следы переименования.
Можно сказать, что это снято где-то на второй очереди.
Как подсказывают в комментариях, на фотографии скорее всего станция «Новые Черемушки», которую можно опознать по характерным двум полоскам на путевой стене.
Опытный вагон типа Е №3006.
Не очень понял, что за конструкция около арки. Такое ощущение, что какие-то измерения сил?
Процитирую Вики: «В 1950-х годах несколько фильмов с Лолитой Торрес были закуплены в СССР. В июле 1955 года в советский прокат вышел фильм «Возраст любви». Многие девочки тогда получили имя «Лолита» в честь актрисы. Роли Лолиты Торрес дублировала Виктория Чаева.
Песни из фильмов Торрес многократно исполнялись на русском языке: в частности, пользовалась популярностью «Коимбра» («Студенческая песня») в исполнении Александры Коваленко.
Первый раз посетила СССР в числе гостей Московского международного кинофестиваля 1963 года. Лолита Торрес четырнадцать раз гастролировала в СССР, в последний раз — в 1987 году».
Обратите внимание, что на мосту, около мачты светофора стоит человек! Так как станция была открыта 31 декабря 1965 г., то этот кадр явно сделан до открытия пассажирского движения. Думаю, это испытания моста.
Супер постановочный кадр. Справа, в проеме стоит светильник. Видно его свет и ножку штатива.
А вот другие кадры, похожие на стоп-кадр киноленты.
Может кино снимают?
Зачем на мотовозе срезали крышу и положили на платформу — загадка.
А вот читатели прислали ответ. Спасибо!
«Ответ дали старики
Было такое, только не у нас, а в Метрострое. Кабину резали, так, как были технологические трубы, проходящие поперёк тоннеля. Лично видел, как машинист мотовоза нырял под трубы, это было при строительстве Люблинки, в районе Сретенского бульвара».
Дополнение от читателя: «Весьма любопытна фотография из депо Красная Пресня — кабина вагона Г, оборудованного системой автоведения САММ. Хорошо помню рассказы «дедов» про развернутый под правую руку контроллер, и кран машиниста, к которому надо было тянуться. Но смущает пара вещей: во-первых, что-то не припомню, чтобы САММ был на КЛ. А во-вторых, видимый в окне вагон Е — им вообще-то в Пресне делать особо нечего. А вот для депо Калужское все было бы на своих местах.»
Далее идут современные фотографии современных станций, которые я показывать не буду. Все это вы и так уже видели в моем блоге.
Вот такой альбом опубликовал Главархив к 85-летию метрополитена. Еще раз наглядное пособие, что любую информацию надо проверять. Как и подписи, так и датировка местами ошибочна. А уж про неверную информацию в Википедии я промолчу.
В этом году самое лучшее метро отмечает свой 88 день рождения! Поздравляю всех работников и причастных с этим знаменательным праздником!