Найти тему
Russos

Старые фотографии метро на день рождения!

Друзья, ровно 88 лет назад, в семь часов утра, Московский метрополитен распахнул свои двери для пассажиров. Тогда открылось 13 станций самого лучшего в мире метро. Ничего до этого нигде не делали вообще. 13 просторных, светлых, наполненных воздухом станций напоминали подземные дворцы. С праздником, коллеги!

А к 85-летию метро Главархив Москвы опубликовал подборку интересных фотографий.

Как они написали: «Его развитие — одна из приоритетных задач, стоящих перед столичным мегаполисом. Фотографии, созданные метростроевцами в 1930–1940-е годы, работы советских фотомастеров (Н. Грановского, Г. Корабельникова, Л. и В. Великжаниных, В. Егорова, А. Столяренко, С. Малова, Е. Самойлова) и снимки современных фотографов знакомят с историей Московского метро — от закладки первых шахтных стволов до наших дней».

Давайте посмотрим на эти фотографии, изучим снимки (если там есть что интересное, исправим неточности. Современные снимки я брать не буду — они там скучные. Если хотите увидеть современное метро — читайте мой блог.

Под фотографией будет оригинальное описание, а ниже — мои комментарии.

Закладка ствола шахты № 11 на Охотнорядской площади (ныне ул. Охотный Ряд).
1932 г.
Закладка ствола шахты № 11 на Охотнорядской площади (ныне ул. Охотный Ряд). 1932 г.

Действительно, шахта № 11 строила станцию «Охотный ряд».

Инженерно-геологическая разведка при строительстве 1-го радиуса Московского метрополитена.
1933 г.
Инженерно-геологическая разведка при строительстве 1-го радиуса Московского метрополитена. 1933 г.

Слева Манеж, а справа здание бывшей гостиницы «Петергоф». Разведка ведется на перегоне между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Охотный ряд». В альбоме написано «1-й радиус Московского метро» (не только здесь), что немного странно, так как его привычное название: «Первая очередь».

«Выемка ядра» (строительство 1-го радиуса Московского метрополитена).
Начало 1930-х гг.
«Выемка ядра» (строительство 1-го радиуса Московского метрополитена). Начало 1930-х гг.

Это строительство станции «Охотный ряд» и выемка ядра из центрального зала. Дата — 1934 год. Напомню, что 90 процентов всех строительных работ было выполнено именно за 1934 год.

Выемка грунта бадьями.
1933 г.
Выемка грунта бадьями. 1933 г.

Такими бадьями доставали грунт из под земли. Сверху есть место, куда цеплять крюк, чтобы её поднять. А закреплена бадья на подвижной оси. После того, как её поднимут и переместят краном (тогда это кран—укосина в 99 процентах) к отвалу, её опрокидывали.

Проходка ствола шахты.
1933 г.
Проходка ствола шахты. 1933 г.

Это может быть и ствол, хотя на фотографии мы видим проходку горизонтально.

«От бадьи к электровозу» (аккумуляторная вагонетка).
1933 г.
«От бадьи к электровозу» (аккумуляторная вагонетка). 1933 г.

Электровоз — это НЕ аккумуляторная вагонетка, конечно, а отдельное самоходное тяговое средство, которое везет эти самые вагонетки.

Монтаж диафрагмы шахт № 10–11.
1933 г.
Монтаж диафрагмы шахт № 10–11. 1933 г.

К этой фотографии много вопросов так как не очень понятно, что за диафрагма. Можно подумать, что это шлюзовая перегородка, но так как проходка щитами и под сжатым воздухом шла от шахты № 12 к шахте № 11, то ставить перегородку на последней шахте смысла нет вообще. В любом случае мы видим какую-то мощную металлическую конструкцию поперек тоннеля.

А шлюз, который использовался, выглядел тогда так:

Установка шлюза для кессонных работ.
Установка шлюза для кессонных работ.
Внутри людского отделения.
Внутри людского отделения.
Схема проходки щитом. Слева показан воздушный шлюз. Внизу грузовое и людское отделение. Наверху — аварийный шлюз. Он позволяет покинуть тоннель поверху в случае его затопление при прорыве плывуна.
Схема проходки щитом. Слева показан воздушный шлюз. Внизу грузовое и людское отделение. Наверху — аварийный шлюз. Он позволяет покинуть тоннель поверху в случае его затопление при прорыве плывуна.

Но, вернемся к альбому.

Сбойка шахты № 10 с шахтой № 11.
1933 г.
Сбойка шахты № 10 с шахтой № 11. 1933 г.

Классический снимок рукопожатия при сбойке. На фотографии сбились только штольнями. До сооружения самого тоннеля еще далеко.

Открытый способ работ.
1933 г.
Открытый способ работ. 1933 г.

Судя по шатру чуть правее центра снимка мы видим Ярославский вокзал. А на фото сооружение оборотных тупиков за станцией «Комсомольская» первой очереди.

Встретим XVII съезд партии метрами высококачественного готового тоннеля.
1933 г.
Встретим XVII съезд партии метрами высококачественного готового тоннеля. 1933 г.

XVII съезд партии (или «Съезд победителей») проходил в Москве с 26 января по 10 февраля 1934 г. Так что кадр вполне мог быть сделан и в 1933 году. На нем мы видим аккумуляторный электровоз и метростроевцев, которые в ручную катят вагонетки. Так же мы знаем, что на 1 января 1934 года было готово только 500 метров готового тоннеля (из более 16 километров строительной длины). Так что на фотографии как раз какой-то участок из этих 500 метров, построенных горным способом.

Общежитие метростроевцев в Коробейниковом переулке.
1933 г.
Общежитие метростроевцев в Коробейниковом переулке. 1933 г.
Интерьер общежития метростроевцев.
1933 г.
Интерьер общежития метростроевцев. 1933 г.
Быт московских метростроевцев.  
1933 г.
Быт московских метростроевцев. 1933 г.

Слева газета «Рабочая Москва», по центру кверху тормашками газета «Постройка» (так с 1924 г. по 1937 г. называлась «Строительная газета»), а вот газету справа опознать не удалось. Но это какой-то большой формат, что-то типа газеты «Правда».

Первостроители Московского метро.
1935 г.
Первостроители Московского метро. 1935 г.
На строительстве станции метро «Киевская». Кран-укосина для опускания распорок в котлован.
1935 г.
На строительстве станции метро «Киевская». Кран-укосина для опускания распорок в котлован. 1935 г.

Кран-укосина обычно применялся для подъема бадьей с грунтом. Но так как он легкий и легко переставляется, то им можно и распорку опустить на свое место. А вот с датировкой я не согласен. К освоению площадок на второй очереди приступили только осенью 1935 года, и на фото мы видим отсутствие снега. Я считаю, что это не ранее 1936 года.

Выход в парк Горьковского радиуса Московского метро. Котлован рампы. Разработка ведётся с помощью 10-метровых транспортёров типа «Миаг».  
1935 г.
Выход в парк Горьковского радиуса Московского метро. Котлован рампы. Разработка ведётся с помощью 10-метровых транспортёров типа «Миаг». 1935 г.

Перевожу — разработка грунта рамповой части ветки в электродепо «Сокол». Точно не может быть 1935 г. Скорее всего 1936–37 гг.

Интерьер станции метро «Красные Ворота».
Не ранее 1935 г.
Интерьер станции метро «Красные Ворота». Не ранее 1935 г.

Эта фотография так же использовалась в фотоальбоме, который подарили Л.М. Кагановичу на пятилетие метро. Это не цветная фотография, это раскрашенные фото.

Подземный вестибюль и платформы станции метро «Красносельская».  
Не ранее 1935 г.
Подземный вестибюль и платформы станции метро «Красносельская». Не ранее 1935 г.

До какого-то момента вестибюлем называли еще и зал станции. Если на двухпролетной станции не очень понятно вообще, как делили, то на глубоких было просто. Центральный зал — вестибюль, боковые — платформа.

Строители станции метро «Охотный Ряд».  
1935 г.
Строители станции метро «Охотный Ряд». 1935 г.

Вестибюль в административном здании Большого театра России.

Демонстрация трудящихся Москвы, посвящённая пуску первой очереди метро, проходит по Советской площади (ныне Тверская пл.).
[15] мая 1935 г.
Фото Б. Вдовенко.
Демонстрация трудящихся Москвы, посвящённая пуску первой очереди метро, проходит по Советской площади (ныне Тверская пл.). [15] мая 1935 г. Фото Б. Вдовенко.

У меня есть большие сомнения, что это 15 мая, так как все торжественные мероприятия, посвященные пуску метрополитена прошли 14 мая. А 15 мая в семь часов утра вестибюли открыли свои двери для пассажиров.

Общий вид кузовного цеха Мытищинского вагоностроительного завода.
1935–1936 гг.
Общий вид кузовного цеха Мытищинского вагоностроительного завода. 1935–1936 гг.

Мы можем видеть моторный вагон № 5 и прицепной № 1005. Вагоны эксплуатировались секциями, которые состояли из моторного и прицепного вагона. Таким образом в составе могло быть только четное количество вагонов. Вагоны №№ 5 и 1005 были выпущены в начале 1935 года.

К фотографии неправильная подпись — на самом деле это вагоноремонтные мастерские в депо «Северное». Сейчас это завод по ремонту эскалаторов. Да и по дате не бьется место. Дело в том, что мы видим лозунг про стахановское движение, которое образовалось только лишь осенью 1935 года. А вагоны пятой секции поступили на метрополитен, как я написал выше, в начале 1935 года.

Секция периодического ремонта.
1935–1936 гг.
Секция периодического ремонта. 1935–1936 гг.

Видимо, в депо «Северное».

Колёсотокарный станок «Рапид».  
1935–1936 гг.
Колёсотокарный станок «Рапид». 1935–1936 гг.
Машинисты Московского метрополитена.  
1935–1936 гг.
Машинисты Московского метрополитена. 1935–1936 гг.
Состав перед выходом из электродепо «Северное».
2-я половина 1930-х гг.
Состав перед выходом из электродепо «Северное». 2-я половина 1930-х гг.

Мы можем только сказать, что прицепной вагон № 1084 был выпущен в 1938 году. Это вагон типа Б и он предназначался для Арбатско-Покровского диаметра.

Поезд перед выходом из электродепо.  
1935–1936 гг.
Поезд перед выходом из электродепо. 1935–1936 гг.
Выход поезда из тоннеля.
1935–1936 гг.
Выход поезда из тоннеля. 1935–1936 гг.

Моторный вагон №47 и, видимо, прицепой № 1047 (выпущены в 1936 г.) выезжают из рампы на парковые пути депо «Северное».

Интерьер вагона метропоезда.  
1935–1936 гг.
Интерьер вагона метропоезда. 1935–1936 гг.
Щит управления эскалаторами Московского метрополитена.  
Вторая половина 1930-х гг.
Щит управления эскалаторами Московского метрополитена. Вторая половина 1930-х гг.

Слева на щите мы можем увидеть название станции: «Пл. Свердлова». Сейчас это станция «Театральная».

Эскалаторный зал.  
Вторая половина 1930-х гг.
Эскалаторный зал. Вторая половина 1930-х гг.
Центральная тяговая подстанция Московского метрополитена.  
Вторая половина 1930-х гг.
Центральная тяговая подстанция Московского метрополитена. Вторая половина 1930-х гг.

Которая находится на Большой Никитской улице.

На станции метро «Киевская» радиальная.  
Не ранее 1937 г.
На станции метро «Киевская» радиальная. Не ранее 1937 г.

Понятие «радиальная» появилось после пуска Кольцевой линии и не могло быть в конце 30-х г.

«Киевская» радиальная. Спуск на платформы.  
Не ранее 1937 г.
«Киевская» радиальная. Спуск на платформы. Не ранее 1937 г.

Очень интересный кадр. Под буквами «Киевская» набито мелким шрифтом: «движение открыто 1го января», хотя на самом деле станция открыта 20 марта 1937 года. Не всегда планы шли так, как хотелось бы.

Эту же надпись вы можете увидеть и здесь:

Диспетчер блокпоста.  
Вторая половина 1930-х гг.
Диспетчер блокпоста. Вторая половина 1930-х гг.

Блок-пост — место откуда управляют стрелочными переводами.

Дополнение от читателя: «Диспетчер блок-поста сидит и чертит график движения поездов (а перед ним нормативный график), имея лишь селектор (никакого намёка на пульт-манипулятор управления стрелками и сигналами)? Больше похоже на поездного диспетчера. Да и что это за должность — диспетчер блок-поста? Дежурный тогда уж».

Интерьер станции метро «Площадь Революции».
Не ранее 1938 г.
Интерьер станции метро «Площадь Революции». Не ранее 1938 г.
Интерьер станции метро «Курская» радиальная. 
Не ранее 1938 г.
Интерьер станции метро «Курская» радиальная. Не ранее 1938 г.
На станции метро «Аэропорт». 
Не ранее 1938 г.
На станции метро «Аэропорт». Не ранее 1938 г.

Обратите внимание, что большая часть пола — асфальтовая. Так же упорно ходят слухи, что при пуске свод был покрашен в голубой цвет — цвет неба, но найти каких либо подтверждений не удалось.

Подземный вестибюль и платформа станции метро «Сокол».  
Не ранее 1938 г.
Подземный вестибюль и платформа станции метро «Сокол». Не ранее 1938 г.
«Сокол». Часы у спуска к платформам.  
Не ранее 1938 г.
«Сокол». Часы у спуска к платформам. Не ранее 1938 г.
Северный наземный вестибюль станции метро «Парк культуры им. Горького» (ныне «Парк культуры»).  
Конец 1930-х гг.
Северный наземный вестибюль станции метро «Парк культуры им. Горького» (ныне «Парк культуры»). Конец 1930-х гг.

Этот вестибюль сохранился, но без козырька.

На станции метро «Маяковская» во время воздушной тревоги.  
1941 г.
Фото А. Шайхета.
На станции метро «Маяковская» во время воздушной тревоги. 1941 г. Фото А. Шайхета.
Подземный вестибюль станции метро «Электрозаводская».  
[1944 г.]
Фото Н. Грановского.
Подземный вестибюль станции метро «Электрозаводская». [1944 г.] Фото Н. Грановского.
Подземный вестибюль станции метро «Измайловский парк культуры и отдыха им. Сталина» (ныне «Партизанская»).  
1945 г.
Фото Л. Великжанина, В. Савостьянова.
Подземный вестибюль станции метро «Измайловский парк культуры и отдыха им. Сталина» (ныне «Партизанская»). 1945 г. Фото Л. Великжанина, В. Савостьянова.

Обратите внимание, что на двух последних фотографиях платформу называют вестибюлем.

Ремонт вагонов метро в электродепо «Сокол».  
1948 г.
Фото Г. Корабельникова.
Ремонт вагонов метро в электродепо «Сокол». 1948 г. Фото Г. Корабельникова.
Шахта Московского метрополитена в районе Каланчёвской улицы.  
1940-е гг.
Шахта Московского метрополитена в районе Каланчёвской улицы. 1940-е гг.

Это шахта Кольцевой линии № 428, из которой сооружалась станция метро «Комсомольская».

У станции метро «Сталинская» (ныне «Семёновская»).  
1949 г.
Фото Н. Грановского.
У станции метро «Сталинская» (ныне «Семёновская»). 1949 г. Фото Н. Грановского.
Подземный вестибюль станции метро «Калужская» (ныне «Октябрьская» кольцевая). 
1949 г.
Подземный вестибюль станции метро «Калужская» (ныне «Октябрьская» кольцевая). 1949 г.

Станция была открыта 1 января 1950 года, так что кадр сделан до открытия.

Платформа станции метро «Таганская» кольцевая.  
[1949 г.]
Платформа станции метро «Таганская» кольцевая. [1949 г.]
«Таганская» кольцевая. Керамическое панно «Сталин и молодёжь» в южном торце станционного зала (впоследствии демонтировано). 
[1949 г.]
«Таганская» кольцевая. Керамическое панно «Сталин и молодёжь» в южном торце станционного зала (впоследствии демонтировано). [1949 г.]

Панно полностью утрачено, к сожалению.

«Таганская» кольцевая. Ниша с мозаикой и медальоном «Слава героям-пехотинцам».  
[1949 г.]
«Таганская» кольцевая. Ниша с мозаикой и медальоном «Слава героям-пехотинцам». [1949 г.]
Архитектурное оформление выхода станции метро «Курская» кольцевая.  
[1949 г.]
Архитектурное оформление выхода станции метро «Курская» кольцевая. [1949 г.]
Фрагмент декоративного оформления подземного перехода станции метро «Курская» кольцевая.  
[1949 г.]
Фрагмент декоративного оформления подземного перехода станции метро «Курская» кольцевая. [1949 г.]
«Курская» кольцевая. Выход к эскалаторам.  
[1949 г.]
«Курская» кольцевая. Выход к эскалаторам. [1949 г.]
Уборка полов на станции метро «Комсомольская» кольцевая.  
1952 г.
Фото Г. Корабельникова.
Уборка полов на станции метро «Комсомольская» кольцевая. 1952 г. Фото Г. Корабельникова.
Кассовый зал станции метро «Смоленская» Арбатско-Филёвской (ныне Филёвская) линии.  
1953 г.
Фото Н. Грановского, Л. Великжанина.
Кассовый зал станции метро «Смоленская» Арбатско-Филёвской (ныне Филёвская) линии. 1953 г. Фото Н. Грановского, Л. Великжанина.

Ошибка в описании — это вестибюль станции «Смоленская» Арбатско-Покровской линии. К Филевской линии он не имеет никакого отношения.

Наземный вестибюль станции метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии.  
1953 г.
Наземный вестибюль станции метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии. 1953 г.

Сейчас находится внутри генштаба.

Кассовый зал станции метро «Арбатская».  
1953 г.
Кассовый зал станции метро «Арбатская». 1953 г.

Сейчас выход сделан в торец зала.

Оформление арки подземного вестибюля станции метро «Арбатская».  
1953 г.
Оформление арки подземного вестибюля станции метро «Арбатская». 1953 г.
На платформе станции метро «Арбатская».  
1953 г.
Фото Л. Великжанина.
На платформе станции метро «Арбатская». 1953 г. Фото Л. Великжанина.

Вагон типа Б № 63, выпущен в 1938 году. Обратите внимание, что на торце вагона нет крюков для улавливания пассажиров (одна из версий). Они появятся чуть позднее.

Арка перед входом в наземный вестибюль станции метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии.  
Не ранее 1953 г.
Арка перед входом в наземный вестибюль станции метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии. Не ранее 1953 г.
Строительство метромоста через Москву-реку в районе Ленинских гор.  
1950-е гг.
Фото Г. Корабельникова.
Строительство метромоста через Москву-реку в районе Ленинских гор. 1950-е гг. Фото Г. Корабельникова.
Монтаж эскалатора на станции метро «Киевская» кольцевая.  
Октябрь 1953 г.
Фото А. Столяренко.
Монтаж эскалатора на станции метро «Киевская» кольцевая. Октябрь 1953 г. Фото А. Столяренко.
«Киевская» кольцевая. Интерьер подземного вестибюля станции.  
Не ранее 1954 г.
«Киевская» кольцевая. Интерьер подземного вестибюля станции. Не ранее 1954 г.

А вот читатели заметили, что это станция «Киевская» АПЛ, а не Кольцевая. Я проглядел :)

Мозаичное панно «М.И. Калинин и Г.К. Орджоникидзе на открытии Днепрогэса» на станции «Киевская» кольцевая.  
1954 г.
Мозаичное панно «М.И. Калинин и Г.К. Орджоникидзе на открытии Днепрогэса» на станции «Киевская» кольцевая. 1954 г.
«Смоленская». Интерьер наземного вестибюля станции.  
Начало 1950-х гг.
«Смоленская». Интерьер наземного вестибюля станции. Начало 1950-х гг.
Открытие станции метро «Первомайская» (выведена из эксплуатации в 1961 г.).  
4 ноября 1954 г.
Фото В. Акимова, М. Харлампиева.
Открытие станции метро «Первомайская» (выведена из эксплуатации в 1961 г.). 4 ноября 1954 г. Фото В. Акимова, М. Харлампиева.

А тут пример ошибки в википедии, так как там написано, что станцию открыли в 24 сентября 1954 года. В прессе это кадр подписан так: «Начальник Метростроя т. Н. А. Губанков и начальник Метрополитена т. А. И. Ежов разрезают ленточку перед пропуском первого поезда».

На вагоне уже установлены крюки.

Станция метро «Первомайская» (выведена из эксплуатации в 1961 г.).  
Ноябрь 1954 г.
Фото Б. Рябинина.
Станция метро «Первомайская» (выведена из эксплуатации в 1961 г.). Ноябрь 1954 г. Фото Б. Рябинина.

Это временная станция, которая находилась в депо «Измайловская».

Станция метро «Краснопресненская».  
15 апреля 1955 г.
Фото Н. Грановского.
Станция метро «Краснопресненская». 15 апреля 1955 г. Фото Н. Грановского.
На платформе станции метро «Серпуховская» (ныне Добрынинская) кольцевая.  
1955 г.
Фото В. Кошевого.
На платформе станции метро «Серпуховская» (ныне Добрынинская) кольцевая. 1955 г. Фото В. Кошевого.

Обратите внимание, что часть пола все равно еще асфальтовая.

Проверка потолочных светильников на станции метро «Комсомольская» кольцевая.  
1955 г.
Фото С. Малова.
Проверка потолочных светильников на станции метро «Комсомольская» кольцевая. 1955 г. Фото С. Малова.
Специальная продувочная камера для очистки от пыли ходовой части вагонов Московского метрополитена сжатым воздухом.  
1955 г.
Фото С. Малова
Специальная продувочная камера для очистки от пыли ходовой части вагонов Московского метрополитена сжатым воздухом. 1955 г. Фото С. Малова

Дополнение от читателей — это депо «Сокол».

Чистка мрамора на станции метро «Парк культуры им. Горького» (ныне «Парк культуры») Кольцевой линии.  
1955 г.
Фото С. Малова
Чистка мрамора на станции метро «Парк культуры им. Горького» (ныне «Парк культуры») Кольцевой линии. 1955 г. Фото С. Малова

Это не чистка, а полировка.

Станция метро «Комсомольская» кольцевая.  
1955 г.
Фото А. Столяренко.
Станция метро «Комсомольская» кольцевая. 1955 г. Фото А. Столяренко.
Дежурная по станции метро «Курская» кольцевая Л. Сачкова даёт сигнал «Путь свободен»  
1955 г.
Фото С. Малова, А. Столяренко.
Дежурная по станции метро «Курская» кольцевая Л. Сачкова даёт сигнал «Путь свободен» 1955 г. Фото С. Малова, А. Столяренко.
Вход в вестибюль станции метро «Киевская» Кольцевой линии.  
1956 г.
Фото С. Иванова-Аллилуева
Вход в вестибюль станции метро «Киевская» Кольцевой линии. 1956 г. Фото С. Иванова-Аллилуева

29 ноября 1955 года метро Москвы было переименовано в Московский метрополитен имени В.И.Ленина. До этого момента столичная подземка носила имя Лазаря Моисеевича Кагановича. На фотографии видны как раз следы переименования.

Машинист Московского метрополитена Н. Кононов перед отправлением в рейс.  
1956 г.
Фото Н. Максимова.
Машинист Московского метрополитена Н. Кононов перед отправлением в рейс. 1956 г. Фото Н. Максимова.
Строительство эскалаторного тоннеля на станции метро «Усачёвская» (ныне «Спортивная»).  
1956 г.
Фото А. Столяренко.
Строительство эскалаторного тоннеля на станции метро «Усачёвская» (ныне «Спортивная»). 1956 г. Фото А. Столяренко.
Строительство 5-й очереди Московского метрополитена. Монтаж эскалаторов на станции метро «Фрунзенская».  
10 февраля 1957 г.
Фото Л. Великжанина.
Строительство 5-й очереди Московского метрополитена. Монтаж эскалаторов на станции метро «Фрунзенская». 10 февраля 1957 г. Фото Л. Великжанина.
Пробный поезд на станции метро «Рижская».  
26 марта 1958 г.
Фото П. Лисёнкина.
Пробный поезд на станции метро «Рижская». 26 марта 1958 г. Фото П. Лисёнкина.
Строительство Фрунзенского радиуса Московского метрополитена  
23 марта 1958 г.
Фото Э. Евзерихина.
Строительство Фрунзенского радиуса Московского метрополитена 23 марта 1958 г. Фото Э. Евзерихина.
Артисты ансамбля горняков из Шотландии на станции метро «Таганская» кольцевая.  
5 августа 1958 г.
Фото В. Кунова.
Артисты ансамбля горняков из Шотландии на станции метро «Таганская» кольцевая. 5 августа 1958 г. Фото В. Кунова.
На платформе станции метро «Университет».  
1959 г.
Фото А. Сергеева-Васильева.
На платформе станции метро «Университет». 1959 г. Фото А. Сергеева-Васильева.
Старейший работник Московского метрополитена, руководитель смены блокпоста станции метро «Сокольники» Л.С. Сахарова.  
3 марта 1959 г.
Фото Л. Великжанина.
Старейший работник Московского метрополитена, руководитель смены блокпоста станции метро «Сокольники» Л.С. Сахарова. 3 марта 1959 г. Фото Л. Великжанина.
Машинист-испытатель В.А. Царицын, инженеры А.И. Королёв, Н.П. Курганский и В.А. Абарин обсуждают результаты проведения испытаний поезда, управляемого специальной электронной машиной.  
26 мая 1960 г.
Фото А. Сергеева-Васильева.
Машинист-испытатель В.А. Царицын, инженеры А.И. Королёв, Н.П. Курганский и В.А. Абарин обсуждают результаты проведения испытаний поезда, управляемого специальной электронной машиной. 26 мая 1960 г. Фото А. Сергеева-Васильева.
Москвичи читают газеты с сообщением о первом в мире полёте человека в космос.  
13 апреля 1961 г.
Фото В. Мастюкова, В. Лагранжа.
Москвичи читают газеты с сообщением о первом в мире полёте человека в космос. 13 апреля 1961 г. Фото В. Мастюкова, В. Лагранжа.
Мойка одного из тоннелей Московского метро,  
1962 г.
Фото Н. Рахманова.
Мойка одного из тоннелей Московского метро, 1962 г. Фото Н. Рахманова.

Можно сказать, что это снято где-то на второй очереди.

Начальник Московского метрополитена А.Ф. Новохацкий на торжественном открытии Калужского радиуса Московского метро.  
13 октября 1962 г.
Фото Л. Великжанина.
Начальник Московского метрополитена А.Ф. Новохацкий на торжественном открытии Калужского радиуса Московского метро. 13 октября 1962 г. Фото Л. Великжанина.
Первый поезд на вновь открывшейся станции метро «Профсоюзная».  
13 октября 1962 г.
Фото Л. Великжанина, В. Соболева.
Первый поезд на вновь открывшейся станции метро «Профсоюзная». 13 октября 1962 г. Фото Л. Великжанина, В. Соболева.

Как подсказывают в комментариях, на фотографии скорее всего станция «Новые Черемушки», которую можно опознать по характерным двум полоскам на путевой стене.

Электродепо «Сокол». Новый электропоезд во время испытаний.  
1963 г.
Фото Г. Корабельникова.
Электродепо «Сокол». Новый электропоезд во время испытаний. 1963 г. Фото Г. Корабельникова.

Опытный вагон типа Е №3006.

Машинист 1-го класса В.А. Царицын ведёт первый поезд по Калужскому радиусу.  
13 октября 1962 г.
Фото Л. Великжанина, В. Соболева.
Машинист 1-го класса В.А. Царицын ведёт первый поезд по Калужскому радиусу. 13 октября 1962 г. Фото Л. Великжанина, В. Соболева.
Станция метро «Ленинские горы» (ныне «Воробьёвы горы»), расположенная в нижнем ярусе Лужнецкого метромоста.  
1963 г.
Фото М. Озёрского.
Станция метро «Ленинские горы» (ныне «Воробьёвы горы»), расположенная в нижнем ярусе Лужнецкого метромоста. 1963 г. Фото М. Озёрского.

Не очень понял, что за конструкция около арки. Такое ощущение, что какие-то измерения сил?

Машинист 1-го класса З.С. Харченко в кабине электропоезда Московского метрополитена.  
1963 г.
Фото А. Стужина.
Машинист 1-го класса З.С. Харченко в кабине электропоезда Московского метрополитена. 1963 г. Фото А. Стужина.
Советский актёр Олег Анофриев демонстрирует аргентинской актрисе и певице Лолите Торрес новые турникеты в Московском метро.  
1963 г.
Фото В. Егорова.
Советский актёр Олег Анофриев демонстрирует аргентинской актрисе и певице Лолите Торрес новые турникеты в Московском метро. 1963 г. Фото В. Егорова.

Процитирую Вики: «В 1950-х годах несколько фильмов с Лолитой Торрес были закуплены в СССР. В июле 1955 года в советский прокат вышел фильм «Возраст любви». Многие девочки тогда получили имя «Лолита» в честь актрисы. Роли Лолиты Торрес дублировала Виктория Чаева.

Песни из фильмов Торрес многократно исполнялись на русском языке: в частности, пользовалась популярностью «Коимбра» («Студенческая песня») в исполнении Александры Коваленко.

Первый раз посетила СССР в числе гостей Московского международного кинофестиваля 1963 года. Лолита Торрес четырнадцать раз гастролировала в СССР, в последний раз — в 1987 году».

Электронно-диспетчерский пункт телеуправления тяговыми подстанциями Московского метрополитена. У пульта диспетчер Н. Яшков.  
1964 г.
Фото А. Заенцова, Г. Гладкова, С. Малова.
Электронно-диспетчерский пункт телеуправления тяговыми подстанциями Московского метрополитена. У пульта диспетчер Н. Яшков. 1964 г. Фото А. Заенцова, Г. Гладкова, С. Малова.
Р. Шулькина, дежурная по станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии.  
1965 г.
Фото В. Будана.
Р. Шулькина, дежурная по станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии. 1965 г. Фото В. Будана.
Электропоезд на эстакаде через Яузу.
1965 г.
Фото В. Будан.
Электропоезд на эстакаде через Яузу. 1965 г. Фото В. Будан.

Обратите внимание, что на мосту, около мачты светофора стоит человек! Так как станция была открыта 31 декабря 1965 г., то этот кадр явно сделан до открытия пассажирского движения. Думаю, это испытания моста.

В вагоне Московского метро.
Январь 1965 г.
Фото В. Будана.
В вагоне Московского метро. Январь 1965 г. Фото В. Будана.
В подземном вестибюле станции метро «Площадь Революции».  
1967 г.
Фото В. Егорова.
В подземном вестибюле станции метро «Площадь Революции». 1967 г. Фото В. Егорова.

Супер постановочный кадр. Справа, в проеме стоит светильник. Видно его свет и ножку штатива.

А вот другие кадры, похожие на стоп-кадр киноленты.

-102
-103

Может кино снимают?

Карта-схема Московского метрополитена на станции метро «Кировская» (ныне «Чистые пруды»).  
Апрель 1968 г.
Фото В. Великжанина.
Карта-схема Московского метрополитена на станции метро «Кировская» (ныне «Чистые пруды»). Апрель 1968 г. Фото В. Великжанина.
У автомата для размена 15-копеечных монет.  
1968 г.
Фото В. Великжанина.
У автомата для размена 15-копеечных монет. 1968 г. Фото В. Великжанина.
Машинист Н.М. Пронин и помощник машиниста Н.Г. Трофимов перед отправкой в путь первого поезда со станции метро «Октябрьское Поле». 
29 декабря 1972 г.
Фото В. Созинова.
Машинист Н.М. Пронин и помощник машиниста Н.Г. Трофимов перед отправкой в путь первого поезда со станции метро «Октябрьское Поле». 29 декабря 1972 г. Фото В. Созинова.
На станции метро «Кузнецкий Мост».  
1975 г.
Фото В. Ахломова.
На станции метро «Кузнецкий Мост». 1975 г. Фото В. Ахломова.
Экспериментальный вагон типа «И» проходит испытание в электродепо «Красная Пресня».  
1976 г.
Фото Е. Самойлова.
Экспериментальный вагон типа «И» проходит испытание в электродепо «Красная Пресня». 1976 г. Фото Е. Самойлова.
М.М. Жуков — машинист 1-го класса электродепо «Сокол», лучший наставник Московского метрополитена, ветеран труда.  
1977 г.
Фото Е. Самойлова.
М.М. Жуков — машинист 1-го класса электродепо «Сокол», лучший наставник Московского метрополитена, ветеран труда. 1977 г. Фото Е. Самойлова.
Прокладка путей на строящейся станции метро «Перово».  
Октябрь 1979 г.
Фото Г. Шпунькина.
Прокладка путей на строящейся станции метро «Перово». Октябрь 1979 г. Фото Г. Шпунькина.

Зачем на мотовозе срезали крышу и положили на платформу — загадка.

А вот читатели прислали ответ. Спасибо!

«Ответ дали старики
Было такое, только не у нас, а в Метрострое. Кабину резали, так, как были технологические трубы, проходящие поперёк тоннеля. Лично видел, как машинист мотовоза нырял под трубы, это было при строительстве Люблинки, в районе Сретенского бульвара».

Н.И. Лушков — машинист электродепо «Красная Пресня», ударник коммунистического труда  
1977 г.
Фото Е. Самойлова.
Н.И. Лушков — машинист электродепо «Красная Пресня», ударник коммунистического труда 1977 г. Фото Е. Самойлова.

Дополнение от читателя: «Весьма любопытна фотография из депо Красная Пресня — кабина вагона Г, оборудованного системой автоведения САММ. Хорошо помню рассказы «дедов» про развернутый под правую руку контроллер, и кран машиниста, к которому надо было тянуться. Но смущает пара вещей: во-первых, что-то не припомню, чтобы САММ был на КЛ. А во-вторых, видимый в окне вагон Е — им вообще-то в Пресне делать особо нечего. А вот для депо Калужское все было бы на своих местах.»

Пробный поезд на станции метро «Марксистская» перед сдачей в эксплуатацию Калининского радиуса Московского метрополитена,  
17 декабря 1979 г.
Фото Г. Шпунькина.
Пробный поезд на станции метро «Марксистская» перед сдачей в эксплуатацию Калининского радиуса Московского метрополитена, 17 декабря 1979 г. Фото Г. Шпунькина.
Вход на станцию метро «Красногвардейская».  
8 октября 1985 г.
Фото Л. Глаголева.
Вход на станцию метро «Красногвардейская». 8 октября 1985 г. Фото Л. Глаголева.
Пассажиры в вагоне электропоезда на станции метро «Менделеевская».  
1993 г.
Фото В. Ахломова.
Пассажиры в вагоне электропоезда на станции метро «Менделеевская». 1993 г. Фото В. Ахломова.
Музыканты на станции метро «Киевская» кольцевая.
1996 г.
Фото В. Ахломова.
Музыканты на станции метро «Киевская» кольцевая. 1996 г. Фото В. Ахломова.

Далее идут современные фотографии современных станций, которые я показывать не буду. Все это вы и так уже видели в моем блоге.

Вот такой альбом опубликовал Главархив к 85-летию метрополитена. Еще раз наглядное пособие, что любую информацию надо проверять. Как и подписи, так и датировка местами ошибочна. А уж про неверную информацию в Википедии я промолчу.

В этом году самое лучшее метро отмечает свой 88 день рождения! Поздравляю всех работников и причастных с этим знаменательным праздником!