Взаимоотношения между взрослым и ребенком – это процесс, который может проходит гладко, а может натыкаться на серьезные препятствия. В любых взаимоотношениях рано или поздно наступает период, когда между двумя сторонами возникает конфликтная ситуация. Но конфликтная ситуация еще не означает серьезный затяжной конфликт. Это своеобразная точка выбора, после которой взаимоотношения могут выстраиваться по абсолютно разным сценариям. Это может быть путь конфликта или путь контакта.
Пример: ребенок входит в кабинет, ногой пинает дверь, диалог начинает на повышенных тонах, прибегая к ненормативной лексике.
Как правило, наша первая реакция – это реакция на его поведение. И в данном случае поведение оценивается нами со знаком минус. Эмоции, которые мы будем испытывать, тоже несут отрицательный контекст. Чаще всего это гнев, и его модификации (раздражение, злость, бешенство).
Испытав этот клубок не самых приятных эмоций, мы формируем определенные ожидания в отношении ребенка, и, как правило, мы также не ждем чего-то хорошего, а ожидаем худшего («а, это тот самый, который дверь пинает, чего от него ждать»). Таким образом, формируется определенная установка и оценка в отношении ребенка. Так рождаются ярлыки (хулиган, нытик). И за всем этим нам уже сложно рассмотреть ресурсы и потенциал самого ребенка («чего от него ждать, если он пинает двери»).
Так формируется путь конфликта: от реакции на поведение через эмоции, ожидания к самому ребенку и его ресурсам. На рисунке видно (рис. №1), что в основе пути конфликта лежит не сам ребенок, его личность, а его поведения. Путь конфликта начинается с того, когда мы оцениваем его поведение. Фокус внимания здесь смещен на нас самих.
Путь контакта проходит абсолютно через те же этапы, но точка отсчета – не реакция на поведение ребенка, а способность в этот момент посмотреть на самого ребенка, увидеть его потребности и ресурсы.
Пример тот же самый: ребенок входит в кабинет, ногой пинает дверь, диалог начинает на повышенных тонах, прибегая к ненормативной лексике.
Но, в отличие от пути конфликта (когда сначала мы оцениваем поведение), мы обращаем внимание на самого ребенка и его состояние.
Поведение – это всегда следствие состояния.
«С ребенком что-то не так», - понимаем мы. И тогда наши ожидания и эмоции в отношении ребенка будут совсем иными. Поведение мы тоже оцениваем не с позиции поступка, а с позиции состояния ребенка.
В основе пути контакта лежит личность самого ребенка, его ресурсы, его состояние, его потребности. Путь контакта ведет к пониманию причины неадекватного поведения, к пониманию потребностей ребенка. Фокус внимания на самом ребенке.
В диаде: взрослый-ребенок ответственность за выбор пути лежит на взрослом.