Иконописные корни живописи Петрова-Водкина видны невооружённым взглядом. Но я не знал, например, что у его красного коня есть иконный прототип: конь Михаила Архангела, грозных сил воеводы со старообрядческих икон.
Эта икона рубежа 18-19 веков с острова Ветка, старообрядческого центра в нынешней Белоруссии, висит в самом начале выставки «Петров-Водкин. Ломакина. Стихия Крым» в Музее Москвы.
Выставка эта странная.
Я на неё очень рекомендую сходить, потому что не так уж часто в Москве устраивают выставки Петрова-Водкина. Одно то, что можно увидеть в одном месте так много его работ из разных коллекций со всей страны, делает выставку большим событием.
Но, во-первых, непонятен замысел. Выставка парная: Кузьма Сергеевич выставлен вместе со своей ученицей, Марией Ломакиной. А она совсем другая, и концепция разваливается на глазах.
Во-вторых, ещё более рыхлой эту концепцию делает добавление: «Стихия Крым». Зачем там нужно было делать на этом акцент, подтягивая Крым за уши, вставляя даже видеоинсталляцию про крымское землетрясение 1927 года, — вообще непонятно.
В-третьих, совершенно ужасная работа со светом. Очень часто, чтобы разглядеть важные детали на картинах, нужно находить угол, с которого ничего не будет отсвечивать.
И всё же — как здорово, что Петров-Водкин.
Работы Марии Ломакиной, увы, уровня совершенно другого, что тоже оставляет в недоумении. В лучших из них видно влияние учителя, в худших — нет ничего особенного.
Некоторый этнографический интерес представляет, наверное, серия «Татарский эпос»: длинная лента со сценами из жизни крымских татар начала 1920-х годов.
А ещё вот что можно на этой выставке увидеть: не знал, что Петров-Водкин делал эскизы для посуды.
«Петров-Водкин. Ломакина. Стихия Крым», Музей Москвы, до 13 июня.
_________________________________________
В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Подписывайтесь! И ещё у меня есть телеграм-канал, где больше коротких рассказов.